ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Современные образовательные технологии в коррекционной педагогике

99
Автор: Мальцева О.С., Пичугина А.Н., Спешилова О.В. преподаватели ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
Категория: В ногу со временем

Более 17 миллионов детей в России учатся в школах сегодня, из них 840 тысяч составляют дети с инвалидностью.

В Нижегородской области детей со статусом ОВЗ становится больше каждый год на 2%. Чаще всего выявляется и конкретизируется данный статус именно в период обучения ребенка в начальной школе.

В сегодняшних реалиях ребенок с ОВЗ может появиться в любом классе. А дети с незначительными отклонениями в развитии и поведении наблюдаются в каждом классе начальной школы.

Именно учитель начальных классов одним из первых в школе сталкивается с проблемами, которые возникают при обучении и воспитании младшего школьника с нарушениями в развитии. Молодые специалисты все чаще обращают внимание на сложности в организации образовательного процесса в классе, в котором учатся ребята с ОВЗ. Им элементарно не хватает практических умений в грамотном взаимодействии с учащимися с проблемами в развитии.

Одной из составляющих будущего специалиста учителя начальных классов в коррекционной школе является знание и умение применять современные образовательные технологии в обучении школьников с ОВЗ.

Следовательно, обучая будущих специалистов в области коррекционной педагогики, следует уделить особое внимание ознакомлению обучающихся с современными образовательными технологиями. Для этого педагогами активно используются интерактивные технологии, которые можно объединить в следующие группы:

  1. Интерактивные технологии кооперативного обучения.
  2. Интерактивные технологии коллективно-группового обучения.
  3. Интерактивные технологии ситуативного моделирования.

Отметим, что интерактивным называют обучение, осуществляемое в процессе взаимодействия учащегося с преподавателем, другими обучающимися и с учебным окружением, обязательно с опорой на собственный опыт, который и является источником познания.

В нашей практике часто используемыми технологиями кооперативного (коллективного) обучения являются:

«Ротацийные тройки» — суть организации деятельности: разработка различных заданий для совместного обсуждения нового материала или проблемной ситуации. После окончания обсуждения или решения проблемы происходит ротация участников. Данная технология дает возможность активно и основательно произвести анализ и обсудить новый материал более детально.

«Синтез мыслей» — метод работы, в ходе которого обучающиеся объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, интеллект-карту по теме. Когда обучающиеся одной группы заполнят часть карты, ее передают в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершении работы составляют общий рассказ о том, что внесли и почему, аргументируя свой ответ.

«Модель Фрейера» — обучающая структура, помогающая глубоко понять и осознать изучаемые понятия. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры. Рассмотрим конкретный пример, в центре модели ключевое понятие «технологическая карта», задача обучающихся, обсудив в группах, заполнить поля с обязательными и необязательными характеристиками понятия, а также привести примеры и антипримеры.

Также в практике подготовки обучающихся специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании применяются технологии коллективно-группового обучения:

1. «Броуновское движение» — организация работы предполагает движение обучающихся в аудитории по выбранному ими маршруту с целью сбора информации по предложенной теме.

2. «Мозговой штурм» — участникам дается время для индивидуального размышления над проблемой, а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения. Обучающиеся — участники «мозгового штурма» должны выразить все возможные варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов, например, организация обсуждения по таким темам как: «Инклюзия. За или против», «Толерантное отношение к людям инвалидам».

3. «Анализ ситуации» (Case-study) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Активно используется на уроках коррекционной и специальной педагогики, психологии и различных методик.

Очень полезны для обучающихся технологии ситуативного моделирования, к ним относят симуляционные и имитационные игры, они позволяют имитировать педагогические ситуации, с которыми молодые специалисты могут столкнуться в школе. Данная технология позволяет предотвратить трудности и конфликты в системе взаимоотношений «учитель-родитель», «учитель-ученик», «учитель-администрация», а также помогает формировать у обучающихся реальный взгляд на взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Используя в работе интерактивные методы и приемы, нельзя обойтись без соответствующих средств. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчить процесс познания и осмысления полученной информации.

В рамках подготовки специалистов коррекционного образования применяются современные интерактивные средства обучения, которые дают возможность реализовать системно-деятельностный подход. При изучении теоретического материала и практической отработке полученных знаний могут быть использованы:

-интерактивная панель;

-интерактивный пол;

— интерактивный стол.

Интерактивная панель — в интерактивную панель встроены технологии сенсорного управления, поэтому такая панель не просто отображает то, что происходит на мониторе компьютера, а помогает модернизировать учебный процесс. Интерактивная панель даёт возможность:

управлять процессом презентации — перелистывание слайдов;

делать пометки и комментарии;

корректировать материалы презентации, изменять текст в выводимых на экран документах непосредственно на дисплее;

— сохранять материалы занятия для дальнейшего использования и редактирования;

подключать цифровой смартфон, видеокамеру, планшет и т.п.;

— захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать более детально процесс и добавлять к ним записи;

изменять на интерактивной панели объект, его размер и местоположение, что помогает обучающимся выполнять многие задания.

Уроки, созданные с помощью применения интерактивной панели, можно использовать не один раз, что существенно сэкономит время на подготовку педагога к занятию.

Панель может быть использована на разных этапах урока.

Интерактивный пол — современная разработка, основанная на передовых цифровых и проекционных технологиях, позволяет использовать практически любое напольное покрытие как игровую поверхность, которая будет реагировать на каждое движение людей, находящихся на этой поверхности.

Обучающиеся знакомятся с особенностями работы данного оборудования и осознают, что, используя интерактивный пол, можно проводить занятия по коррекции нарушений, связанных с низким уровнем концентрации внимания и памяти; задержек психического, речевого и моторного развития.

Упражнения с применением интерактивного пола могут быть направлены на развитие тактильной чувствительности и координации движений при ДЦП и моторных нарушениях. Знакомство с формой и размером на разных уровнях сложности, позволяет выстраивать образовательную деятельность для детей каждой возрастной группы, а также варьировать обучение при ЗПР и УО.

Интерактивный стол — наглядный пример инновационных средств обучения, который представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управляется прикосновением рук человека или других предметов. Это многопользовательский сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать учащихся с ОВЗ в образовательную деятельность. Интерактивный стол позволяет проводить интерактивные уроки и другие виды деятельности учащихся дистанционно — с помощью мобильного приложения, которое можно установить на смартфон или планшет. Интерактивные столы используются для проведения групповых и индивидуальных занятий, а также для самостоятельной работы.

Таким образом, применяя современные образовательные технологии, можно отметить, что обучающиеся учатся разрабатывать план совместных действий, находить и систематизировать источники информации, определять способы достижения целей, распределять роли, выдвигать и обсуждать идеи. Все студенты оказываются вовлеченными в познавательную деятельность.

Использование интерактивных средств побуждает к познавательной деятельности и формирует различные личностные качества, позволяет показать связь теории и практики, стимулирует их самостоятельность, а это значит — создает необходимое условие для формирования ключевых компетенций у обучающихся.

Источники

  1. Селевко, Герман Константинович. Энциклопедия образовательных технологий. — В 2-х т. Т. 1. – М.:: Народное образование, 2005
  2. Факторович, Алла Аркадьевна. Педагогические технологии : Учебное пособие для СПО / А. А. Факторович . – 2. изд., испр. и доп . – Москва : Юрайт, 2020 . – 128 с.
  3. Цибульникова, Виктория Евгеньевна. Общие основы педагогики: учебно-методическое пособие / В. Е. Цибульникова; ФГБОУ ВО «Моск. пед. гос. ун-т (МПГУ). – Москва: Национальный книжный центр, 2015. – 128 с.
Современные образовательные технологии в коррекционной педагогике

Категории