ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Персональный сайт преподавателя как средство повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов

40
Автор: Беляева Г. М., преподаватель частных методик дошкольного образования УО «Речицкий государственный педагогический колледж», г. Речица, Беларусь
Категория: В ногу со временем

В современном мире одной из важных задач методической работы образовательной организации является освоение и реализация эффективных технологий обучения и воспитания, создание комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, отвечающего требованиям стандарта нового поколения.

Преподаватель имеет широкие потенциальные возможности влияния на формирование мировоззрения будущего специалиста и как конкурентоспособного работника, и как личности, способной к саморазвитию.

Повышение конкурентоспособности выпускников невозможно без улучшения качества профессионального педагогического образования.

В обществе «возрастает понимание того, что традиционная схема образования морально устарела и нуждается в замене непрерывным образованием и обучением в течение всей жизни» 1, с. 97.

Повышение качества подготовки будущих специалистов неосуществимо без повышения роли самостоятельной работы при освоении предметов учебного плана, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы и за профессиональный рост обучающихся в целом.

Важной задачей в условиях современного общества является научить будущих педагогов пользоваться современными информационными технологиями; для них компьютерная техника должна стать привычным средством для решения разнообразных задач. В наше время информация постоянно пополняется, поэтому необходимо сформировать у молодого поколения умение самостоятельного обучения, а также прививать навыки критического подхода к учебному материалу и обучению в целом.

Реализация поставленных целей и задач по повышению качества образования невозможна без создания и внедрения новых обучающих технологий, предполагающих изменение роли преподавателя в образовательном процессе. Из носителя знания он должен превратиться в консультанта, организатора деятельности обучающегося – активного субъекта образовательного процесса.

Существует много способов развития познавательной активности обучающихся, например, «применение видеофильмов, мультимедиа технологий, интернет-технологий, которые дают возможность повысить степень активности обучающихся в образовательном процессе» 2, с. 12.

Решение этой проблемы представляется осуществимым при наличии личного сайта преподавателя, где возможно разместить учебные материалы, необходимые для самостоятельного изучения разделов учебного плана.

С целью обеспечения выработки навыков активной и целенаправленной деятельности обучающихся по приобретению необходимой научно-познавательной информации мною был создан персональный сайт преподавателя https://sites.google.com/view/galinabelyaeva/.

Данный вид организации информационного пространства является удобным и для преподавателя, и для обучающихся, экономичным по отношению к учебному времени и способу распространения информации.

Сайт выполняет дидактические функции и служит для индивидуализации обучения. Именно через сайт обучающимся с разным уровнем подготовленности можно предложить дифференцированные задания, что в условиях обычного учебного занятия не всегда выполнимо. Здесь же для заинтересованных и наиболее успевающих обучающихся можно поместить ряд заданий повышенного уровня сложности, дополнительный материал, углубляющий и расширяющий содержание учебного занятия.

Материалы моего сайта часто используются обучающимися для подготовки к лекционным и практическим занятиям. Будущие педагоги имеют возможность работать с изучаемыми материалами как в аудитории, так и вне её.

На данном сайте для круглосуточного доступа обучающихся размещены учебные материалы по учебным предметам профессионального компонента «Методика развития речи» и «Методика формирования элементарных математических представлений», нормативные и методические материалы по учебной практике. Сайт содержит материалы лекций, аудио-, видеоматериалы, мультимедийные презентации, справочную информацию, которые можно посмотреть онлайн в удобное время, что особенно актуально в случае отсутствия обучающегося на занятии. Таким образом, с помощью размещения на сайте дополнительных материалов по темам реализовывается индивидуальный подход к обучению.

Заблаговременное размещение учебных материалов на личном сайте даёт возможность организовывать учебные занятия с применением педагогической технологии «Перевёрнутый класс», так как обучающиеся приносят на занятия распечатанный личный экземпляр лекции, где уже обозначили для себя вопросы, требующие обсуждения с преподавателем. В ходе работы над учебным материалом составляются интеллект-карты, в которых наглядно отражаются основные структурные компоненты темы, связи между ними. Размещение лучших интеллект-карт на сайте в папках «Работы обучающихся» служит дополнительным стимулом для повышения качества усвоения учебного материала. Во время изучения темы эффективен такой приём критического осмысления информации, как составление «облака слов» обучающимися, размещение его на сайте преподавателя и мгновенное появление на экране мультиборда. В таком случае рефлексия усвоения учебного материала может проводиться в виде защиты целесообразности подбора элементов «облака слов».

Размещённые на сайте интерактивные доски Padlet помогают организовать взаимодействие с обучающимися при обмене методическими материалами и обсуждении их. Мультимедиа проекты, созданные обучающимися, имеют возможность рейтинговой оценки размещённых материалов путём голосования, что повышает ответственность будущих специалистов за качество работы.

Повсеместное использование «информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определённых методических подходов к использованию средств новых информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, развития личности студента, в частности, для развития творческого потенциала индивида» 1, с. 8.

На учебных занятиях с применением элементов технологии «Перевёрнутый класс» более рационально используется учебное время за счёт отказа от конспектирования, следовательно, появляются возможности для творчества. Например, совместно с обучающимися было составлено электронное учебное пособие «Область знаний о геометрических фигурах и форме предметов» https://rgpk.by/eup/belyaeva/, в процессе создания которого были углублены и систематизированы знания будущих специалистов по этой теме.

При создании образовательного квеста для самопроверки знаний https://rgpk.by/eup/belyaeva/page30.html мной было отмечено стремление обучающихся критически переосмыслить учебную информацию для составления более интересных заданий.

При закреплении и углублении знаний по теме «Использование конструкторов Lego, применение элементов робототехники в учреждении дошкольного образования» были отсняты видеоматериалы, которые использовались при проведении образовательного мастер-класса «Повышение уровня познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста в процессе создания lego-мультфильмов» https://drive.google.com/file/d/1p1u52R9fCxt9OskffNwadpUF03CcVFOL/. Такая форма практического применения знаний в виде проектной деятельности стала возможной за счёт высвобождения времени на изучение заранее размещённого учебного материала на персональном сайте преподавателя.

Лучшие конспекты учебных занятий (с набором файлов, необходимых для качественного проведения) размещаются в разделе «Учебная практика», что мотивирует будущих педагогов более ответственно относиться к прохождению практики.

Таким образом, продуманное использование персонального сайта преподавателя способствует росту интереса обучающихся к учебным предметам и учебной практике, облегчает доступ к необходимым материалам, повышает чувство ответственности за качество изучения темы и проведение занятий с детьми дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гнатюк, С. Н. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / С. Н. Гнатюк // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве : сборник статей / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь» ; редкол.: С. В. Венидиктов (отв. ред.) [и др.]. – Могилев : Могилев. институт МВД, 2015. – 1 электрон. опт. диск (СD-R). ‒ С. 95‒103.

2. Кравченя, Э. М. Информационные и компьютерные технологии в образовании : учебно-методическое пособие / Э. М. Кравченя. Минск : БНТУ, 2014.  92 с.

Персональный сайт преподавателя как средство повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов

Категории