ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Использование интерактивных технологий для формирования коммуникативных УУД у обучающихся начального уровня образования

52
Автор: Автюхова Анна Александровна, преподаватель ГБПОУ МПК
Категория: В помощь молодому педагогу

Россия – великая многонациональная страна. Дружба народов России является ценностью нашего государства. Необходимо способствовать взаимодействию людей, которые являются носителями разных культур, языков, религий, типов жизни и традиций.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту Начального общего образования [Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 «Об утверждении ФГОС НОО»], образовательная деятельность должна быть ориентирована не только на достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, курсов и модулей, но и на личностное развитие и воспитание обучающихся, формирование универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся. УУД сгруппированы во ФГОС по трем направлениям: универсальные учебные познавательные действия, универсальные учебные коммуникативные действия и универсальные регулятивные действия.

Остановимся подробнее на коммуникативных УУД, которые направлены на «приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, коррекцию с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером» [Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 «Об утверждении ФГОС НОО»].

Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия предполагают умение ребенка взаимодействовать, что является важным в нашем многонациональном государстве. Чтобы сделать процесс формирования коммуникативных УУД продуктивным и для достижения максимальных результатов за короткий промежуток времени необходимо искать эффективные проекты, стратегии и методы обучения. Следует применять такие методы, которые мотивируют ребенка и вовлекают в процесс общения и работы на уроке. Для этого, мы считаем, рационально использовать интерактивные технологии.

Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Таким образом, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Особенности этого взаимодействия состоят в пребывании субъектов образования в одном смысловом пространстве, совместном погружении в проблемное поле решаемой задачи, согласованности в выборе средств и методов реализации решения задачи; совместном вхождении в близкое эмоциональное состояние, переживании созвучных чувств, сопутствующих преодолению проблемы.

В психологической науке интеракция рассматривается как «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)», а социальная интеракция – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции [Плаксина, 2014, с. 21].

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников [Плаксина, 2014, с. 21].

Согласно словарю методических терминов и понятий Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, интерактивное обучение построено на взаимодействии обучающегося с учебной средой, которая служит источником усваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, содержание которого является основным источником формируемых знаний, навыков, умений. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении иной характер приобретает взаимодействие педагога и ребенка: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы [Азимов, Щукин, 2009, с. 83].

Исходя из вышесказанного, можно определить, интерактивное обучение как обучение в общении. Этот факт является существенным, так как общение с взрослым – один из главных факторов психического развития ребёнка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к общественно – историческому опыту человечества, поскольку именно посредством общения происходит обмен способами, навыками, умениями, результатами деятельности.

Использование интерактивных технологий обучения существенно меняет роль учителя, которая состоит в организации взаимодействия обучающихся, создании условий для проявления инициативы, творческого поиска, соблюдения законов сотрудничества, эмоционально окрашенного безопасного общения участников.

К интерактивным технологиям обучения (технология обучения включает совокупность форм, методов, приемов, средств, позволяющих достичь запланированных результатов) можно отнести коллективную мыслительную деятельность, модерацию, коллективный способ обучения и др. [Панина, 2008, с. 11].

Возможные методы интерактивного обучения ограничены только творческим потенциалом и ресурсами. Ниже приведены несколько наиболее, на наш взгляд, результативных для формирования коммуникативных УУД технологий интерактивного обучения.

Проблемный метод.

К проблемным методам относятся методы обучения, предлагающие для достижения учащихся определенной цели обучения решить какую-либо проблему путем обсуждения способов ее решения. В основе проблемы лежит противоречие между возможностью и необходимостью, наличием и отсутствием, целью и средствами, идеальной моделью и реальным состоянием, назначением и свойствами, объективным и субъективным, общим и особенным [Старкова, 2012, с. 68]. Проблемное обучение является формой самостоятельного получения новых знаний. Оно требует от обучающихся аналитико-синтетической деятельности, т.е. самостоятельного научного поиска. Проблемное обучение позволяет находить пути и методы нерешенных задач на основе логических суждений и предоставления аргументов. Открытый запрос повышает мотивацию, а приобретенные знания быстро занимают свое место в значимом контексте.

Игровой метод

К игровым методам относятся методы обучения, в которых идеализируется определенная жизненная ситуация, связанная с интересами и потребностями обучающихся. В педагогической литературе игра определяется как разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс. В игре существуют определенные правила, более конкретизированные для каждого вида игр. В игре человек удовлетворяет инстинкт познания, тренирует свою способность предугадать ту или иную ситуацию, социальные и двигательные навыки, а также может отвлечься от своих повседневных проблем (развлечение). Игровые приемы позволяют учителю моделировать ситуации коммуникативного общения, приближенные к реальной действительности. Игра способна активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным и коммуникативным, развить мотивацию [Старкова, 2012, с. 70].

Метод проектов

Следующим примером интерактивных методов обучения является метод проектов, который трактуется как «определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата». Чем больше проект связан с реальным миром и интересными текущими событиями, тем больше в результате дети будут использовать коммуникативные навыки, чтобы выполнить задачу. Поэтому метод проектов требует от учителя знаний об интересах и потребностях обучающихся и применения этих знаний к упражнениям и заданиям. Это помогает ученикам осознать, что обучение имеет цель, а обучение c целью обязательно будет захватывающим [Yamak, 2008, с. 21].

Метод проектов содержит в себе: самостоятельный поиск обучающимися необходимой информации, как в поисковых методах; решение значимой для обучающихся проблемы, как в проблемных методах; разыгрывание ролей и подчинение определенным условиям, как в играх с обязательным созданием продукта и его демонстрацией. В основе метода – развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, критического мышления [Старкова, 2012, с. 71].

Анализируя метод проектов, особенно относительно уровня начального общего образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта, целесообразно отметить такой вид проектной деятельности обучающихся, как «Лэпбук». «Лэпбук» (lapbook) – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (lap – колени, book книга). Это папка или книжка с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой [Гатовская, 2015, с. 162]. Поэтому это уникальное средство обеспечения сотрудничества детей и взрослых.

Обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве – это использование малых групп обучающихся в реальном или виртуальном (при дистанционном обучении) классе. Решение учебных задач предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой все члены группы оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми, и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. В процессе социальных контактов между обучающимися создается сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности. Обучение в сотрудничестве – это совместное исследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя знания в уже готовом виде. Целью обучения являются не предметные знания, а компетенции, причем не только коммуникативная, а все в комплексе [Щемелева, 2009, с. 20].

Одним относительно простым примером обучения в сотрудничестве с использованием проблемного метода является «Подумай-соедини-поделись». Педагог предлагает проблему или вопрос, сначала попросив учеников обдумать пару минут (и обычно записать) индивидуально свой ответ вместе с обоснованием и доказательствами. Затем обучающиеся обсуждают свои ответы с партнером в течение еще пары минут. В итоге, обучающиеся делятся своими соображениями (как индивидуальными, так и полученными в результате парного обсуждения) со всем классом или другими парами.

Также примером обучения в сотрудничестве с использованием проблемного метода является «обсуждение». Оно может быть использовано многими в парах или небольших группах, или один разговор, включающий весь класс. Аналогичным образом, обсуждение может быть кратким, с перерывами или всей повесткой дня урока. В зависимости от педагогических целей педагог может быть более или менее вовлечен в фактическое обсуждение. Однако, как форма интерактивного обучения, обсуждение должно стремиться к свободному обмену идеями при построении и критике аргументов с использованием логики и доказательств.

Как и обсуждение, дебаты направлены на то, чтобы побудить учеников высказывать свои идеи друг другу и критиковать идеи друг друга. Дебаты могут быть особенно полезны, когда педагог хочет, чтобы учащиеся поняли и оценили точки зрения, которых они сами, возможно, не придерживаются. В отличие от обсуждения, которое стремится к консенсусу, дебаты по своей сути являются соревновательными и имеют тенденцию скрывать сходство противоположных точек зрения.

Таким образом, интерактивные технологии рассматриваются нами, как методы, способы организации работы, при которых происходит взаимодействие обучающихся, дети обмениваются информацией, знаниями, опытом, моделируют ситуации и решают проблемы. Использование перечисленных выше интерактивных технологий способствует формированию коммуникативных УУД у обучающихся в начальной школе, т.к. согласно данному подходу, на уроке осуществляется не просто процесс воспитания или обучения, а происходит процесс взаимодействия личностей, где каждый имеет право высказать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. Интерактивные технологии являются важной частью инклюзивного обучения, потому что все обучающиеся вовлечены в процесс.

Разобранные выше технологии помогают детям научиться воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции, проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение, строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Также обучающиеся тренируются в совместной деятельности формулировать краткосрочные и долгосрочные цели, принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять свою часть работы, оценивать свой вклад в общий результат.

Список источников

  1. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д.А. Гатовская  // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Mеждунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь : Меркурий, 2015. – 162-164 с.
  2. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / под ред. Э.  Г. Азимова, А. Н. Щукина. – М. : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
  3. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений [Текст] / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
  4. Плаксина, И. В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. пособие. [Текст] / И. В. Плаксина. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 163 с.
  5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100)
  6. Старкова, Д. А. Управление групповой проектной деятельностью в методической подготовке учителя иностранного языка: монография. УрГПУ ИИЯ [Текст] / Д. А. Старкова. – Екатеринбург, 2012. – 291с.
  7. Щемелева, И. Ю. Применение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе: учебно-методическое пособие [Текст] / И. Ю. Щемелева. – Орск : Издательство ОГТИ, 2009. – 118 с.
  8. Yamak, L. Student Documentaries: A Language learning tool [Текст] / L. Yamak. // English Teaching Forum. 2008. – 20-25 p.
Использование интерактивных технологий для формирования коммуникативных УУД у обучающихся начального уровня образования

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18