ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Технология «Дебаты» как метод формирования коммуникативных компетенций будущих учителей начальных классов

6
Автор: Цубера Анна Сергеевна, ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Всесторонее развитие личности ребенка

В современной школе возрастает роль коммуникации учителей начальных классов, в связи с чем умение эффективно общаться, достигать целей взаимодействия становится важнейшим требованием для учителя начальных классов и основой будущей успешной профессиональной деятельности. Это предопределяет интерес к проблеме формирования коммуникативных компетенций.

Информатизация образовательного пространства и жизни детей приводит к тому, что учащиеся начальных классов обладают обширными коммуникативными умениями, что требует от педагога реализации профессиональной деятельности в иных моделях коммуникативного взаимодействия.  Однако овладеть этими моделями в полной мере в период обучения молодые педагоги не успевают в связи с уменьшением объема аудиторной нагрузки. В этих условиях требуется применение таких методов, которые способны интенсифицировать процесс обучения. Здесь на первое место выходят полифункциональные технологии, или технологии, обладающие потенциалом для решения нескольких образовательных задач, например, для развития коммуникативных компетенций, решения межличностных задач. Таким методом обучения является технология «Дебаты».

Технология «Дебаты» – это метод обучения, основанный на организованном процессе формулировки и защиты своих позиций по конкретной проблеме. В дебатах две стороны, и в них может участвовать два участника или две группы с одинаковым количеством человек. Цель дебатов – всесторонний анализ и обсуждение проблемы, которая не имеет простого решения. В ходе этого обсуждения и решаются многие межличностные вопросы, а также развиваются коммуникативные компетенции.

Дебаты погружают участников в насыщенное и динамичное смысловое пространство диалога как особой формы взаимодействия, где требуются понимание и принятие другого, навыки незатрудненной коммуникации.

«Дебаты позволяют целенаправленно развивать как устную, так и письменную формы коммуникации, формировать умения, связанные с анализом и обобщением информации, навыки участия в обсуждении и публичных выступлений. В отличие от других средств, дебаты требуют мгновенного включения всего комплекса способностей и умений, поскольку игровая основа дебатов не позволяет участникам использовать при принятии решений готовые алгоритмы. В ситуации неопределенности нужно действовать сразу и быстро находить эффективные способы решения проблем» [2, с.146].

Технология «Дебаты», которая как указывает Е.Г. Калинкина, способна сформировать необходимую коммуникативную компетентность педагога. Особенно эффективна она для развития некоторых ее компонентов. Опыт диалогового общения помогает развивать речевой компонент компетенции, обсуждение профессионально значимых тем помогает сформировать социокультурный компонент компетенции.

Таким образом, применение дебатов с профессионально значимым содержанием в подготовке учителей начальной школы позволит более эффективно сформировать коммуникативные компетенции у будущих педагогов.

Список используемых источников:

  1. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. – СПб.: КАРО, 2002. 221 с.
  2. СунЛэй Дебаты как инновационная образовательная технология. // Высшее образование. 2012. № 12.  С. 145-146.
Технология «Дебаты» как метод формирования коммуникативных компетенций будущих учителей начальных классов

Категории