ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Средства, принципы и технологии цифровой дидактики

26
Автор: Степашкина Ольга Викторовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 16» г. Арзамас
Категория: Цифровая дидактика

Основными средствами цифровой дидактики являются:

–  персонализованный образовательный процесс;

–  цифровые педагогические технологии;

–  метацифровые образовательные комплексы.

    Персонализованный образовательный процесс. Смысл изменений в организации образовательного процесса в условиях цифровизации состоит в повышении его педагогической результативности. Это может быть достигнуто посредством индивидуализации обучения – трансформации единого и общего для всех образовательного процесса в совокупность индивидуальных образовательных маршрутов, выстроенных с учётом персональных образовательных потребностей и запросов обучающихся и их индивидуальных психолого-педагогических и медицинских (для обучающихся с ОВЗ) особенностей.

   Персонализация обучения достигается путём:

–  построения индивидуальных образовательных маршрутов;

–  использования распределённых форм образовательного процесса в образовательной сети;

–  использования адаптивных технологий обучения;

–  создания насыщенной образовательной среды для самостоятельной работы, самообразования и саморазвития обучающихся.

 Цифровые педагогические технологии способны обеспечить множество направлений индивидуализации обучения: по содержанию, по темпу освоения учебного материала, по уровню сложности, по способу подачи учебного материала, по форме организации учебной деятельности, по составу учебной группы, по количеству повторений, по степени внешней помощи, по степени открытости и прозрачности для других участников образовательного процесса.  Важно, что все эти направления индивидуализации могут быть реализованы одновременно, что позволяет настроить образовательный процесс на каждого конкретного обучающегося,  обеспечить высокий уровень учебной мотивации и полное усвоение заданных образовательных результатов.

   Метацифровые комплексы, как обучающие, так и используемые непосредственно в производственном процессе предприятий, имеют особое значение в цифровом образовательном процессе профессионального образования и обучения.

      Цифровая дидактика образования и обучения преемственно опирается на систему традиционных дидактических принципов обучения, трансформируя их к условиям цифрового образовательного процесса.

   Принцип доминирования процесса учения, преемственно связанный с дидактическим принципом воспитывающего и развивающего обучения, предполагает фокусировку на собственной учебной деятельности обучающегося в цифровой образовательной среде. Деятельность педагога рассматривается как организация процесса учения и носит  вспомогательный, поддерживающий характер.

   Принцип персонализации предполагает свободу выбора обучающегося в постановке учебных целей, проектировании индивидуального образовательного маршрута, определении темпа и уровня освоения тех или иных элементов образовательной программы, предпочитаемых технологий, форм и методов обучения, состава учебной группы, с учётом его образовательных потребностей, персональных склонностей и предпочтений, этнокультурных и других особенностей.

    Принцип целесообразности, преемственно связанный с традиционным дидактическим принципом целенаправленности, требует использования только таких цифровых технологий и средств обучения, которые обеспечивают достижения поставленных целей образовательного процесса.

    Принцип гибкости и адаптивности представляет собой развитие идеи индивидуального подхода в обучении применительно к условиям цифрового образовательного процесса. Адаптивный цифровой образовательный процесс осуществляет гибкую настройку на каждого конкретного обучающегося.

   Принцип успешности в обучении требует обеспечить полное усвоение заданных результатов образования (обучения) – знаний, умений, навыков, компетенций. Использование данного принципа в цифровом образовательном процессе обеспечивается доминирующей ролью этапа закрепления в дидактической цепочке «объяснение – закрепление – контроль».

     Принцип обучения в сотрудничестве и взаимодействии может быть соотнесён с традиционным дидактическим принципом сознательности и активности. Его требование –построение учебного процесса на основе процесса активной многосторонней коммуникации, осуществляемой в разных формах между обучающимися, педагогами и другими субъектами, вовлеченными в образовательный процесс образования и обучения. Использование данного принципа предполагает приоритетное использование групповых (командных, коллективных) форм организации учебной работы, опирающихся на социальные механизмы обучения –коммуникацию, кооперацию, конкуренцию, взаимообучение и взаимооценивание.

    Принцип практикоориентированности преемствен, но связанный с традиционным дидактическим принципом связи обучения с жизнью, требует настройки целей, содержания, технологий, методов и средств образования и обучения на актуальные и перспективные требования экономики, рынка труда, используемых и перспективных производственных технологий.

   Принцип нарастания сложности, который может быть соотнесен с традиционными дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности, предполагает использование таких форм и методов обучения, которые позволяют осуществить переход:

–  от простого к сложному и от сложного к простому;

–  от общего к частному и от частного к общему; от образа к знаковой системе и от знаковой системы к образу;

–  от индивидуального к групповому и от группового к индивидуальному;

–  от работы с внешней поддержкой к самостоятельному выполнению заданий и от самостоятельного выполнения заданий – к оказанию поддержки другим учащимся.

    Принцип насыщенности образовательной среды требует обеспечения избыточной ресурсной возможности дляпостроения обучающимся индивидуального образовательного маршрута, выбора элементов содержания и уровня их освоения. Такая ресурсная избыточность может быть реализованана основе сетевого образовательного ресурса и единой информационной образовательной среды (ЕИОС).

    Принцип полимодальности представляет собой развитие дидактического принципа наглядности применительно к условиям цифрового образовательного процесса. Принцип полимодальности требует задействования в учебном процессе не только зрительного и слухового, но и моторного канала восприятия.

   Принцип включённого оценивания требует трансформации контролирующего (констатирующего) оценивания в непрерывную, персонализованную диагностико-формирую-щую оценку учебной успешности, осуществляемую непосредственно в процессе выполнения учебных заданий. При этом цифровые технологии обеспечивают мгновенную обратную связь, сообщая обучающемуся, педагогу о результатах выполнения задания, сильных и слабых сторонах, наличии пробелов в предыдущем материале, выдавая персонализованные рекомендации по устранению выявленных проблем, постановке и корректировке ближайших целей учебной работы и сценариев дальнейшего развития.

   В цифровом образовательном процессе профессионального образования и обучения могут использоваться три различных группы технологий:

информационно-коммуникационные технологии универсального назначения, такие, как офисные программы, графические редакторы, Интернет-браузеры, средства организации телекоммуникации, дополненная реальность и т.д.;

–  педагогические технологии;

–  производственные технологии, обеспечивающие формирование у обучающихся

необходимых профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков.

   В свою очередь, среди педагогических технологий можно выделить:

1) доцифровые педагогические технологии, которые могут предполагать использование ИКТ как вспомогательного педагогического средства, что не предполагает существенной модернизации этих педагогических технологий;

2) цифророждённые педагогические технологии, своим возникновением обязанные процессу цифровизации и основанные на использовании цифровых средств.

   Базовый минимум педагогических технологий, необходимый для построения цифрового образовательного процесса образования и обучения:

–  технология дистанционного обучения, в том числе с использованием адаптивных систем обучения;

–  технология «смешанного обучения», в том числе «перевёрнутое обучение»;

-технология организации проектной деятельности обучающихся, в том числе телекоммуникационные проекты.

    Дистанционное обучение – технология построения образовательного процесса исключительно на основе онлайн-курсов, доступ к которым обеспечивается посредством сети Интернет. В процессе дистанционного обучения могут использоваться различные цифровые средства, включая видео-лекции, онлайн-конференции, вебинары и персональные виртуальные уроки в режиме реального времени, Интернет-домашние задания, онлайн-тестирование, видеофиксация удалённого демонстрационного экзамена и т.д.

   «Смешанное обучение»  – педагогическая технология, предполагающая сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением.

 «Перевёрнутое обучение» – форма «смешанного обучения», в основу которой положена следующая формула: «самостоятельное онлайн-освоение нового материала + закрепление в ходе аудиторной работы.

  Технология организации проектной деятельности обучающихся («метод проектов») – технология обучения,основанная на реализации различных типов проектов. Данная технология основана на постановке социально значимой цели и её практическом достижении и может быть использована в работе практически с любым содержанием. При этом любой, даже наиболее простой учебный проект, носит интегрированный характер. Оценка хода и результатов выполненного проекта позволяет наиболее полно и объективно оценить степень сформированности у обучающихся универсальных компетенций, задействованных в проектной деятельности. Особое внимание требуется уделять групповым проектам, которые могут быть реализованы в различных формах.

   Телекоммуникационный проект – особый тип проекта, выполняемый пространственно распределённой командой с использованием телекоммуникационных технологий. Телекоммуникационные проекты, выполняемые силами международных команд, позволяют сформировать и оценить такие компетенции, как владение иностранным языком, межкультурные коммуникации, толерантность и т.п.

    Выше обозначенные педагогические технологии на современном этапе являются главными инструментами, обеспечивающими переход от доцифрового к цифровому образовательному процессу. Это не исключает возможности целесообразного использования в цифровом  образовательном процессе множества других известных педагогических технологий и методов обучения.

Используемая литература:

Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. / Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / Перо / Москва / 2019

Средства, принципы и технологии цифровой дидактики

Категории