ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Социальный проект «Формирование толерантного отношения в социуме к детям с ОВЗ через применение дистантной формы работы с родителями»

4
Автор: Потапова Елена Михайловна, учитель-дефектолог ГБДОУ «Детский сад №17 «Ручеек,» г.Н.Новгорода
Категория: Всесторонее развитие личности ребенка

Проблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием у нас в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов в образовательную среду и адаптация в ней. 

«Терпимость — это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость — это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности; терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства» (Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. 1995 г. Ст.1.2.).

Наличие у нас в стране большой сети специализированных образовательных дошкольных и школьных учреждений не решает проблемы адаптации и социализации детей с проблемами развития в нашем обществе, так же, как и не решает проблему толерантности общества к таким детям.

Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Мы считаем каждого ребенка личностью, обладающей своими особенностями. Именно такой подход может называться «принимающим», так как только в интегративной среде возможна обоюдная толерантность: дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их способности и возможности. Здоровые сверстники в интегративной среде c большой степенью вероятности вырастают более толерантными, общительными, с более адекватной самооценкой, менее тревожными и агрессивными, более творческими, чем дети в обычных детских садах.

Использование дистантной формы в работе с родителями  дает возможность расширить контингент, повысить качества жизни родителей и детей с  ОВЗ, проживающих достаточно территориально далеко от дошкольной организации.

Уменьшение разрыва в жизненных условиях и личностных установках здоровых и детей с ОВЗ, формирование толерантности мышления — как со стороны самих детей с ОВЗ, так и со стороны обычных сверстников – вот узловые вопросы, которые мы заложили в данный проект.

Особое внимание в работе нашего учреждения уделяется взаимодействию с семьей. Как наших воспитанников, так и неорганизованных детей, которым оказывается помощь с использованием ИКТ технологий. Понимая семью как мощный фактор компенсации отклоняющего развития, мы выстраиваем взаимодействия с родителями на принципах активного сотрудничества. Организовывая взаимодействия с семьей, мы реализуем нашу деятельность по следующим направлениям:

При тяжелых нарушениях развития детей родители не всегда имеют возможность привести ребенка на консультацию, поэтому мы применяем в своей работе данные формы взаимодействия с семьями. При работе с семьями неорганизованных детей используем дистантную форму работы, через открытие на сайте детского сада раздела для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (привлечение детей и школьного возраста). Создание на сайте форума, где родители и дети могли обмениваться информацией, полезными советами и находить друзей. Телефон доверия используют те родители, у которых нет компьютера и выхода в интернет.

В работе с родителями мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссия, выставки рисунков, работ из природного материала, семейных фотографий, создание мини-музеев). Одним из нетрадиционных способов работы с родителями является проектирование совместно с родителями, что позволяет оптимизировать сотрудничество детей, педагогов и родителей.

Этапы проектирования:

Этапы проективной деятельности

Действия родителей

Деятельность детей

Подготовительный

Формулировка проблемы, определение темы, цели сроков.

Определение плана.

Определение средств

Участие в обсуждении проблемы.

Обсуждение плана предстоящих дел, определение средств реализации, средства

Аналитический

Совместный поиск информации

Составление алгоритма действий

Распределение обязанностей и поручений

Совместный поиск информации

Принятие на себя поручений, договор с другими участниками проектирования.

Основной

Привлечение детей к достижению намеченного плана по заранее разработанного алгоритму, реализация основных совместных действий.

Подготовка сюрпризов и призов.

Совместные и индивидуальные репетиции

Экскурсии, походы, чтение художественной литературы, экспериментирование, беседы.

Самостоятельная подготовка сюрпризов.

Презентационный

Участие в представлении

Участие в представлении

Итоговый

Анализ проделанной работы

Планирование следующей проектной деятельности.

Анализ проделанной работы

Планирование следующей проектной деятельности

Успех реализации проекта обеспечивается следующими педагогическими условиями:

1. Создание коррекционно-развивающей среды в ДОУ.

2. Готовность педагога к осуществлению толерантного воспитания детей через курсы повышения квалификации, через самообразование, ознакомление с инновационным опытом педагогов.

3. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы.

4. Активное участие родителей в воспитательном процессе через родительские собрания, походы, экскурсии.

5. Установление педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования через проведение совместных праздников, экскурсий, дней открытых дверей.

Совместная деятельность

Активизация совместной деятельности с родителями

Взаимодействие со школами

Взаимодействие с пожарной частью

Взаимодействие с управлением социальной защиты населения

Взаимодействие с библиотекой

Родительские собрания, консультации, беседы, конференции, деловые игры, круглый стол, скайп-консультирование

Экскурсия в школу № 179 детей на совместные праздники.

Экскурсия в ОГПН детей старшей и подготовительной группы на тематические беседы:

«День открытых дверей»

Походы с родителями неорганизованных детей с ограниченными возможностями здоровья на территорию парка, приуроченный к декаде, посвященной дню инвалида.

-праздник «День защиты детей»: на прилегающей территории развлекательная программа: «Природа и дети».

-выставка урожая

Участие в акциях посвященных развитию толерантности у людей.

Перспективный план реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Для педагога

Для детей

Для родителей

I.Подготовительный

1.Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ).

2.Постановка целей и задач, определение методов и приемов.

3.Составление плана мероприятий.

4.Подбор, изучение методической литературы.

5.Составление анкет для родителей.

6.Оформление развивающей среды.

7.Изготовление и комплектация пособий для проведения мероприятий.

8.Распределение обязанностей.

9.Разработка информационных листов для родителей.

10.Составление схем, паутинок.

11.Составление картотеки игр

на сплочение коллектива, эмоциональное благополучие.

12.Разработка сценариев детско-родительских клубов.

  1. Педагогическое наблюдение «Взаимодействие взрослого с детьми».
  2. Педагогическое наблюдение «Благоприятный микроклимат в группе».

3.Чтение произведений.

4.Просмотр диафильмов.

5.Целевые прогулки, экскурсии.

6.Организация игр.

1.Анкетирование.

2.Выпуск наглядной информации.

3.Привлечение к оформлению развивающей среды.

II этап. Организационный

1.Организация работы по использованию приёмов: «модель трёх вопросов», сбор материала по «информационным листам»

Проведение детско-родительских встреч в клубе «Навстречу друг другу».

1.Участие детей в совместной игровой, практической деятельности.

1.Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу»

III этап. Завершающий

1.Систематизация практического материала (сценарии детско-родительских клубов, игры фото, детская продуктивная деятельность).

1.Педагогическое наблюдение «Благоприятный микроклимат в семье».

1.Итоговое анкетирование.

  1. Презентационный.-

По итогам проекта.

1.Презентация выставки по итогам детско-родительских встреч.

2.Презентация рассказов по темам встреч.

1.Участие в презентации.

1.Участие в презентации.

Продукт деятельности:

— Изготовление и комплектация  пособий для проведения мероприятий.

 — Разработка информационных листов для родителей.

— Составление схем, паутинок.

— Оформление  картотеки игр на сплочение коллектива, эмоциональное благополучие.

— Методические рекомендации для педагогов.

—  Сценарии детско-родительских встреч в  клубе «Навстречу друг другу»

— Выставки совместных работ.

— Выпуск газеты для родителей «Мы вместе, мы рядом».

— Памятки для родителей.

Социальный проект «Формирование толерантного отношения в социуме к детям с ОВЗ через применение дистантной формы работы с родителями»

Категории