ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Создание комфортной среды на прогулочном участке ДОУ

6
Автор: Назарова Наталья Николаевна, воспитатель Асташкина Зинаида Иллиодоровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад№435», г. Нижний Новгород
Категория: Организация и развитие современной образовательной среды детского сада

Аннотация. Прогулка значимый период в течении дня дошкольника. Создание игровой среды для детей на участке детского сада способствует укреплению физического развития детей, развитию самостоятельности и активности при организации подвижных и сюжетно – ролевых игр, развитию положительных эмоциональных проявлений детей в процессе любой детской деятельности.

Ключевые слова: предметно-пространственная среда; прогулочный участок; оформление участка, комфортная среда.

ФГОС дошкольного образования определяет конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ, в том числе – и к территории, прилегающей к детскому саду, которая также используется для развития и воспитания дошкольников, для реализации программы. [2, с.1]

Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. [1, с.1]

Прогулка является самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движении, наблюдении, игре. Правильно организованная предметная среда на прогулочном участке поможет реализовать воспитательно-образовательные задачи: оздоровление детей; физическое развитие; развитие самостоятельности; расширение кругозора; ознакомление с окружающим миром; воспитание эстетических чувств, культуры поведения. [3, с.1]

Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью.

На территории участка нашей группы установлено разнообразное оборудование: «Горка», две песочницы, «Автобус», «Домик», спортивный комплекс и уютная веранда. Мы используем различное оформление участка в летний и зимний периоды. Большую помощь в этом нам оказывают родители наших воспитанников. Они предлагают свою помощь в уборке снега на прогулочной площадке для будущих построек; вносят свои предложения по оформлению участка; изготавливают поделки, пособия своими руками; приходят на субботники для строительства снежных построек.

Оформление участка всегда стараемся объединить определённой темой: например, «В гостях у сказки» или «У бабушки в деревне».

 Зимой больше возможности для создания разнообразных построек. Детей привлекают персонажи сказок и мультфильмов в оформлении участка. Ребята активно помогают в выборе снежных героев и с удовольствием участвуют в строительстве снежных и ледяных построек, в изготовлении украшений из цветного льда.

В этом году зимой при оформлении участка мы использовали тему: «В стране сказок». Были созданы цветные снежные постройки с ледяным покрытием: «Корабль», «Емеля на печи», «Стол» и «Диванчики» вокруг него. Дети отправлялись в сказку на «Корабле». Там они могли покататься на печи с Емелей, испечь в печи и тут же угостить друг друга вкусными пирожками (изготовленные из снега и намороженные цветные льдинки), запивая чай из снежных чашек (сделанные изо льда). Данные постройки способствовали развитию самостоятельности дошкольников в построении сюжета и его реализации, при этом дети использовали знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, слушании сказок, потешек и рассказов.

Оказавшись в гостях у героев мультфильма «38 попугаев»: Удава, Слона, Мартышки и Попугая (все фигуры снежные, цветные с ледяной поверхностью) можно было с ними поиграть. Дети могли измерить длину «Удава» шагами. Снежные постройки «Удав» и «Солнышко» обеспечили условия для развития равновесия, хождения по возвышенной поверхности (по ограниченной площади), спрыгивания с небольшой высоты, перешагивания препятствий. Можно было побросать колечки «Слону» на хобот, метать кокосы в мишень, которую держат «Мартышка» и «Попугай», прокатить мячи по «серпантину». Такие постройки помогают развивать глазомер, точность броска, ловкость.

Зимой всегда заливается ледяная горка. В старшем возрасте горка служит для развития умения скользить сверху вниз, соблюдая правила безопасности, (спокойно ждать очереди, садится ногами вперед, скатываться вниз, когда на горке никого нет). Скатившись с горки или проехав на санях (снежная постройка — «Свинка, запряжённая в сани») можно оказаться около «Снежных замков».

Большим успехом у детей пользуются «Ледяная крепость» и «Снежный замок», где можно не только играть в снежки, но и пролезать по разным тоннелям, перелезать через крепостные стены во время штурма. Тем, кто любит зимние спортивные игры, мы предлагали поупражняться игре в хоккей. К концу сезона дети уже самостоятельно проводили игру, выполняли подвижные игры и упражнения, закрепляя умение владеть клюшкой с шайбой.

С наступлением лета детская площадка преображается. У детей появляется возможность в полной мере воспользоваться разнообразными постройками.

Изготовленный родителями из фанеры кольцеброс «Лось» и «Спортивный комплекс» служат для развития глазомера и точности броска, лазанья, ловкости. Дети развивали умение бросать мяч в баскетбольное кольцо, лазить по канатной сетке.

Установленное стационарное оборудование на участке «Автобус», «Домик с верандой» и выносные палатки («Шалаш» и «Машина»), помогают дошкольникам в самостоятельном придумывании игровых сюжетов их реализации, использовании полученных знаний об окружающем мире из бесед и художественной литературы.

На прогулке всегда есть разнообразные дидактические игры, в том числе, сделанные детьми из природного и бросового материала совместно с родителями или воспитателями. Например, нами были сделаны из бросового материала крупные шашки; кубик и две фигурки мышей для игры «Клад кота Леопольда». В качестве игрового поля использовалось плиточное покрытие веранды с нанесённой цифровой разметкой.

Наша площадка просторная, поэтому нашлось место для ознакомления детей с миром целебных, овощных, культурных зерновых растениях. Нами были созданы фитогрядка «У Айболита» — на ней растут лекарственные растения (подорожник, ромашка, клевер, мята и др.), клумба «Лягушка» — на ней растёт овёс и «Огород», на котором дети сами сажали семена овощей и ухаживали в дальнейшем за растениями (результат проектной деятельности).

 Всё это помогало развивать познавательную – исследовательскую деятельность детей через наблюдения за ростом растений; беседы о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека, о пользе овощей и зерновых культур в жизни человека; развивать трудовые навыки; воспитывать бережное отношение к растениям; формировать коммуникативные навыки.

Родители помогли нам оформить огород. Они сделали деревянные «Дом» и «Сарай» для домашних животных, плетёный забор. Рядом установили таз с водой, и он превратился в небольшой пруд в котором можно ловить магнитной удочкой рыбку, развивая при этом ловкость, внимание, воспитывать терпение, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе. Получился миниатюрный «Домик в деревне». Здесь ребята могут не только ухаживать за растениями, но и организовать совместную игру.

С целью профилактики здоровья детей нами были созданы «Тропа здоровья», «Зелёный крокодил».  «Тропа здоровья» представлена разным материалом — шишки, галька, песок, травка, донышки пластиковых бутылок, колючий коврик. «Крокодил» — газонная трава для хождения босиком. В игровой форме решаются следующие задачи: профилактика плоскостопия; улучшение координации движения; улучшение функций сердечно — сосудистой и дыхательной систем; приобщение детей к здоровому образу жизни.

На нашем участке создано несколько клумб с цветами, в том числе сюжетные «Зонтик», «Маша и Медведь» и др. Растения подобраны таким образом, чтобы на клумбе всегда были цветущие, разные по окраске и виду экземпляры. Дети активно помогали в выращивании рассады, выбирали место посадки и сюжет для клумбы. С удовольствием ухаживали за клумбами, делились друг с другом знаниями о способах ухода, которые узнали из бесед с родителями. Благодаря цветам на участке создаются условия для развития личности ребёнка, уютная обстановка и хорошее настроение у детей.

Прогулочный участок, спланированный и оборудованный с учетом педагогических и гигиенических требований, является важным условием для всестороннего развития детей

Список источников:

  1. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2015
  2. Требования ФГОС ДО. Организация развивающей среды на прогулочных участках дошкольных образовательных учреждений. URL http://uprovorcuta.ru/index.php/novosti/1329-trebovaniya-fgos-do-organizatsiya-razvivayushchej-sredy-na-progulochnykh-uchastkakh-doshkolnykh-obrazovatelnykh-uchrezhdenij.html
  3. Структура прогулки по ФГОС. Мошура О.С. URL https://multiurok.ru/files/struktura-proghulki-po-fgos.html
Создание комфортной среды на прогулочном участке ДОУ

Категории