ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Роль классного руководителя в адаптации первокурсников

7
Автор: Пивоварова К.А.
Категория: Всесторонее развитие личности ребенка

Каждый год, как все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ Нижнего Новгорода и области и становятся первокурсниками. Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.

Начало студенческой жизни — серьезное испытание для большинства студентов, когда им необходимо: принять новую социальную роль студента, привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям и повседневным обязанностям, приобщиться к профессии.

Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы. Чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль. В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по- другому начинают воспринимать себя и других. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.

Причины трудностей адаптационного периода:

  • отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
  • неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
  • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения, деятельности;
  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой;
  • слабая база знаний из школьной программы.

Положительный опыт вхождения в новую социальную среду, приобретенный студентами в данный период, способствует преодолению этих трудностей и успешной ориентации в быстро изменяющемся социуме.

В решении возникающих проблем у первокурсников и создании из них коллектива роль классного руководителя огромна.От того, насколько успешно пройдет процесс адаптации, зависит морально-психологический климат в группе, дисциплинированность, добросовестное отношение к учебе.

При работе с первокурсниками особое внимание надо обратить на ряд факторов, которые обусловливают успешную адаптацию «вчерашних» школьников к студенческой жизни:

— знание студентов  структуры обучения в колледже, знание своих прав и обязанностей;

— изменение условий обучения,  увеличение доли практических занятий;

— консультативная помощь психолога;

— помощь классного руководителя в организации академической группы в целом;

— помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студентов.

Первая встреча с группой начинается со знакомства с колледжем. Эта экскурсия по кабинетам, столовой и библиотеке даёт возможность первокурсникам почувствовать себя комфортно в учебном заведении. В этот же день проводится беседа о соблюдении режима, о выполнении требований педагогов, о внешнем виде, о правилах поведения  на территории колледжа. К сожалению, к этим вопросам приходится возвращаться очень часто. В течение года приходится уделять много внимания и посещаемости занятий, и успеваемости студенток, и обучению правилам достойного поведения и общения, и информированию о проводимых в колледже мероприятиях, и посещению общежития.

В сентябре, обычно через неделю после начала учебного года, проводится классный час «Расскажи нам о себе», где каждая девушка должна рассказать о себе, своей семье, из какой она школы, чем увлекается, каковы её планы на будущее. Такая дружелюбная обстановка снимает напряжение и способствует развитию доверия в группе и быстрой адаптации первокурсников, налаживанию контакта. Индивидуальные беседы со студентками, родителями (чаще по телефону) позволяют узнать девчонок лучше и помогают скоординировать индивидуальную работу с каждой из них.

Могу с уверенностью сказать, что завоевать авторитет бывает нелегко. Для успешного совершенствования личности студента классному руководителю необходимо быть профессионалом своего дела, быть общительным, иметь позитивное отношение ко всему, быть интересным человеком, вникать в молодежные проблемы. Стараться изначально не допускать сюсюканья, быть требовательной и справедливой.

Классные часы выполняют важнейшую роль в работе классного руководителя. На первых классных часах студенты знакомятся с правилами внутреннего распорядка, со своими правами и обязанностями, с правилами проживания в общежитии. Именно на них, во время обсуждений насущных проблем, девушки лучше узнают друг друга и раскрываются сами. Тематика основных классных часов предлагается администрацией колледжа, что и показывает наличие одних и тех же воспитательных целей и задач у всего педагогического коллектива. Это является важным условием эффективности адаптационного периода и воспитательного процесса в целом. Вот лишь некоторые из них: «Разрешение конфликтных ситуаций», «Толерантный человек — какой он?», «Ксенофобия, экстремизм, национализм среди обучающихся студентов», «Профилактика болезней, передаваемых половым путем», «Спасите нерожденных» — о вреде абортов, «Профилактика СПИДа», «Планирование семьи и контрацепция», «СПИД — проблема всего человечества», «Наркомания — знак беды».

Основные задачи и направления деятельности классного руководителя для успешной адаптации первокурсников:

— психолого-педагогическая диагностика: изучение личности студента, его потребностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении;

— психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода студентов–первокурсников;

— работа по развитию коммуникативных умений и навыков;

— работа по созданию благоприятной атмосферы в студенческом коллективе как условии нравственного развития учащихся;

— работа по развитию национальной толерантности — организация воспитывающей единой комфортной среды;

— работа по развитию культуры учебного труда — организация и руководство процессом овладения профессиональными знаниями по избранной специальности;

— помощь в развитии мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер личности.

Таким образом, важно с первых дней пребывания студентов-первокурсников в учебном заведении создать:

— положительный эмоциональный фон;

— условия для активной жизнедеятельности (для удовлетворения потребностей в интеллектуальном, эмоциональном и нравственном развитии);

— доброжелательные взаимодействия как между студентами, так и между студентами и педагогическим коллективом в целом.

Тесная работа классного руководителя с преподавателями и родителями, проведение классным руководителем психологических тренингов совместно с педагогом-психологом – вот некоторые рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий.

Выбираются следующие формы работы со студентами группы: индивидуальные беседы; совместный поиск решения проблемы студента и группы в целом; определение позиции учащегося по тому или иному вопросу, обмен мнениями; оказание помощи студенту в нерешенных вопросах, в выборе работы по предложенным направлениям.

Большую роль в адаптации первокурсников играет подготовка и проведение разноплановых внеклассных мероприятий. Это помогает студентам вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность. Они на деле поймут, что успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. Любая творческая работа, выполненная совместно, развивает в студентах не только дух коллективизма, но и здорового и позитивного патриотизма. Чувство единства с сокурсниками приносит глубокое моральное удовлетворение, зарождая заслуженную и обоснованную гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей, при этом значительно повышая чувство собственного достоинства — это мощный фактор для самоутверждения личности. Главным в адаптации является процесс психологической перестройки личности студента, его заинтересованности, а также желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже.

    Особое внимание классный руководитель должен проявлять к студентам из сельской местности. Разрыв между деревней и городом существовал всегда. Студенты из сельской местности, приезжающие в город, поставлены перед необходимостью овладения новыми нормами, ценностями, представлениями, правилами, предписаниями, ограничениями, охватывающими и регламентирующими практически все стороны их жизни. У студентов-сельчан на первом курсе происходит изменение привычного образа жизни, который связан с сезонными сельскими работами и помощью родителям и родственникам. К тому же,сельский образ жизни молодежи сильно отличается от городского образа жизни, включая безусловные отличия в свободном времяпрепровождении. По этой причине период адаптации сельских ребят, связанный со сменой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. Так, при переходе из одной социальной сферы в другую, при смене одного социального статуса на другой, а также резкого изменения образа жизни, вида деятельности, системы социальных коммуникаций возникает состояние социально-психологической дезадаптации.

    Работа классного руководителя – незаменимая и при правильной организации эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе, оказывать студентам помощь в учебе и в других студенческих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение. И как итог, такая работа говорит о решающей роли классного руководителя в адаптации первокурсников.
Литература:

  1. Павлюк И. В. Психологическое сопровождение студентов первых курсов классным руководителем // Молодой ученый. — 2019. — №37. — С. 156-160. — URL https://moluch.ru/archive/275/62435/
  2. Панова В. Н. Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 601-604. — URL https://moluch.ru/archive/95/21370/
  3. Сагитова Л. А., Сагитов Р. Н. Адаптация студентов-первокурсников в колледже // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 135-139. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2802/
Роль классного руководителя в адаптации первокурсников

Категории