
Категория: Организация и развитие современной образовательной среды детского сада
ВЫПУСК 6
Дидактика в разрезе цифровой трансформации
Аннотация: Данная статья поможет педагогам создать развивающую предметно – пространственную среду, которая будет давать возможность заинтересовать всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: предметно развивающая среда, пространство информационное, пространство образовательное, среда воспитания, среда педагогическая.
Прежде чем мы начнем разговор о развивающей предметно — пространственной среде мы должны вспомнить, что помещения и территория ДОУ должна соответствовать следующими показателями:
Насыщенность, что предполагает разнообразие оборудования, материала.
Полифункциональность, что предполагает разнообразное использование различных составляющих среды (мягкий мат – кровать – стена и т.п.)
Театр начинается с вешалки, а среда ДОУ начинается с территории детского сада. На прогулочных участках помимо стационарного уличного оборудования на время прогулки должен быть материал для воспитанников по образовательным областям, который располагают воспитатели на веранде, белее насыщенно игровое пространство в летний период, но и в холодный период необходимо обеспечить возможность быть занятым деятельностью всем участникам образовательного процесса.
Коридор детского сада может быть украшен по времени года это могут быть букеты осенних листьев, цветов, зимних веток, на стенах может быть выставка детского творчества, тематические стенды, фотографии детей. В раздевалке информация для родителей помимо стационарных стендов располагается на папках-передвижках, буклетах которые родители могут взять с собой, в реквиациях могут быть телевизоры с бегущей строкой для родителей или слайд-шоу с новостями из жизни садика.
Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность воспитанников, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Ведущая функция среды — развивающая функция. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, доступный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.
Создать условия для развития творческой игровой
активности детей, предоставить детям право выбора игровых средств поможет
ширма-трансформер которую можно изготовить из пластиковых труб (картона или
покупная ширма), с помощью разнообразных накидок на ширму дети могут оказаться
в любом магазине или отправиться гулять в парк, помочь им «сесть в машину»
поможет накидка на стул, а оказаться в большом городе среди домов поможет
накидка на стол.
Реализовать мобильность, трансформируемость образовательной среды помогут такие пособия как:
Данные пособия могут активно использоваться как в самостоятельной деятельности воспитанников так и на занятиях организованных педагогом.
Данные пособия можно использовать в любом центре группы, воспитанники имеют возможность пользоваться ими как на ковре, так и за столами. Также пособия могут активно использоваться педагогами для проведения занятий.
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.
Развивающий эффект образовательная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Образовательно-игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность и самобытность, если он сам — полноценный участник процесса, а взрослый рядом — его товарищ, партнер, помощник.
Список источников: