ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС

4
Автор: Короткова Надежда Владимировна заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Детский сад № 87», г. Нижний Новгород
Категория: Организация и развитие современной образовательной среды детского сада

Аннотация: Данная статья поможет педагогам создать развивающую предметно – пространственную среду, которая будет давать возможность заинтересовать всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: предметно развивающая среда, пространство информационное, пространство образовательное, среда воспитания, среда педагогическая.

Прежде чем мы начнем разговор о развивающей предметно — пространственной среде мы должны вспомнить, что помещения и территория ДОУ должна соответствовать следующими показателями:

Насыщенность, что предполагает разнообразие оборудования, материала.

Полифункциональность, что предполагает разнообразное использование различных составляющих среды (мягкий мат – кровать – стена и т.п.)

  • Трансформируемость дает возможность менять РПП в зависимости от интересов, возможностей детей, а также в зависимости от образовательной ситуации.
  • Вариативность среды предполагает сменяемость игрового материала, разнообразие материала, наличие различных пространств.
  • Доступность предполагает свободный доступ к играм, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования.
  • Безопасность среды предполагает соответствие таким нормативным документам как:
  • Санитарно — эпидемиологические правила и нормативы для ДОО (СанПин 2.4.1.3049-13)
  • ФЗ № 436 «О защите детей от информации причиняющей вред здоровью и развитию» от 02.07.2013г.
  • ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 12.03.2014г.

Театр начинается с вешалки, а среда ДОУ начинается с территории детского сада. На прогулочных участках помимо стационарного уличного оборудования на время прогулки должен быть материал для воспитанников по образовательным областям, который располагают воспитатели на веранде, белее насыщенно игровое пространство в летний период, но и в холодный период необходимо обеспечить возможность быть занятым деятельностью всем участникам образовательного процесса.

Коридор детского сада может быть украшен по времени года это могут быть букеты осенних листьев, цветов, зимних веток, на стенах может быть выставка детского творчества, тематические стенды, фотографии детей. В раздевалке информация для родителей помимо стационарных стендов располагается на папках-передвижках, буклетах которые родители могут взять с собой, в реквиациях могут быть телевизоры с бегущей строкой для родителей или слайд-шоу с новостями из жизни садика.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность воспитанников, направленную на его самораз­витие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодея­тельности ребенка.

          Ведущая функция среды — развивающая функция. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, доступный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.

Создать условия для развития творческой игровой активности детей, предоставить детям право выбора игровых средств поможет ширма-трансформер которую можно изготовить из пластиковых труб (картона или покупная ширма), с помощью разнообразных накидок на ширму дети могут оказаться в любом магазине или отправиться гулять в парк, помочь им «сесть в машину» поможет накидка на стул, а оказаться в большом городе среди домов поможет накидка на стол.

Реализовать мобильность, трансформируемость образовательной среды помогут такие пособия как:

  • лэпбуки (может быть любой тематики в соответствии с возрастом детей, может располагаться как в игровой так и в учебной зоне. Примерные темы лэпбуков: «Вода», «Насекомые», «Скоро в школу», «Весёлые эксперименты», «Времена года», «Птицы», «Спорт наш друг», «9 мая», «Профессии» и т.д.).
  • мобильные планшеты (изготовить их можно из ковролина, фетра)

Данные пособия могут активно использоваться как в самостоятельной деятельности воспитанников так и на занятиях организованных педагогом.

  • домики – трансформеры, мобильные сумки, мобильные органайзеры и т.п.

Данные пособия можно использовать в любом центре группы, воспитанники имеют возможность пользоваться ими как на ковре, так и за столами. Также пособия могут активно использоваться педагогами для проведения занятий.     

Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.

Развивающий эффект образовательная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Образовательно-игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность и самобытность, если он сам — полноценный участник процесса, а взрослый рядом — его товарищ, партнер, помощник.

Список источников:

  1. Новоселова С.П. Развивающая предметная среда. М., 1995
  2. Петровский В.А. и др., построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2001
  3. Колунтаева Л.И. Организация предметной среды детского сада//Воспитатель ДОУ.2009. №5
  4. Комарова О.А. Предметно – игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. 2009.№5
  5. Большой Энциклопедический словарь: http://www.vedu.ru.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012).
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС

Категории