ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Проект «Будущие защитники отечества»

66
Автор: Барабанщикова Татьяна Николаевна, воспитательница
Категория: Информационно-коммуникационные технологии в обучении и воспитании

Информационная карта проекта

Тип проекта: 2  недели (краткосрочный)

Вид проекта: групповой, здоровьесберегающий, спортивный

Участники проекта: дети старшей группы «Сказка», родители воспитанников, воспитатели.

Продукт проекта: стенгазета  «Мой папа на защите Родины» (фото папы на службе в армии + описание), альбом «Любимый вид спорта», выставка нестандартного спортивного оборудования.

Презентация проекта : Проведение спортивного праздника  «Школа молодого бойца»

Краткая аннотация проекта:проект направлен на поддержание интереса детей к активным видам спорта, к формированию у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью через воспитание чувства  уважения к российскому воину, его силе и смелости. Во время проекта дети совместно с родителями создадут альбом «Любимый вид спорта», организуют  выставку детского творчества «Наша Армия сильна», поучаствуют в спортивном празднике «Школа молодого бойца»

Технологическая  карта проекта

Актуальность:

Ребенок подрастает- младший, средний, старший возраст, становится подростком, мальчишки и девчонки идут в армию, а там выясняется , что состояние здоровья и физическая подготовка не соответствуют армейским требованиям.

 Вот почему вопрос о формировании у детей  ценностного отношения к своему здоровью,   стремлении вести правильный образ жизни и воспитании в себе негативного отношения к вредным привычкам является не только актуальным, но и одним из самых важных для подрастающего поколения. Возникает идея создания проекта создоровьесберегающей направленностью «Будущие Защитники Отечества»

ЦельПрививать интерес к физической культуре и спорту, вызывать желание заниматься физкультурой и спортом.

Задачи:

1. Создавать условия для закрепления ценностей здорового образа жизни.

2.Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

3.Знакомить с элементами спортивных игр, с играми с элементами соревнования,  с играми-эстафетами.

4. Подвести детей к пониманию того, что будущий защитник Родины – это сильный, смелый и здоровый человек.

5. Развивать эмоционально-положительное отношение к защитникам Отечества через спортивные игры, упражнения.

Ожидаемый результат:

Дети проявляют интерес к физической культуре и спорту. Активны в играх с элементами соревнования, играх – эстафетах.Стремятся  быть смелыми, сильными и вести здоровый образ жизни как будущие защитники Отечества.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап :

1.Информирование родителей.

2.Формулирование целей и задач проекта.

3. Изучение литературы по теме проекта.

4. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта.

5. Анализ предметной среды группы.

6. Составление перспективного плана проекта.

7. Определение форм и методов работы.

8. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, наглядно-дидактического материала.

9.Домашнее задание «Мой папа на защите Родины» (фото папы на службе в армии + описание)

10. Беседа с детьми «Кто такие защитники Отечества?»

Основной этап:

Разработка и реализация проекта:

1. Создание в группе условий для реализации проекта: выставка энциклопедий;  альбомов  «Военная техника», «Рода войск», «Наша Армия», «Русские богатыри»,  «Зимние виды спорта»,«Борьба»; изготовление совместно с родителями нестандартного спортивного  оборудования.

2. Использование ИКТ (Приложение 1)

3. Общение и беседы с детьми  (Приложение 2)

4. Реализация сюжетно-ролевых,  дидактических, пальчиковых, подвижных игр.

5. Запись рассказов детей о своих папочках  для последующего оформления  стенда «Мой папа на защите Родины» в приемной группы.

6. Чтение художественной литературы, пословиц и поговорок, загадок  об армии, подвигах, славе.

7. Разработка  сценария и проведение  праздника «Школа молодого бойца»

Заключительный этап:

Презентация продуктов проекта:

1.Стенгазета  «Мой папа на защите Родины» (фото папы на службе в армии + описание)

2. Альбом «Любимый вид спорта»

3. Выставка нестандартного спортивного оборудования.

4. Спортивный  праздник  «Школа молодого бойца»

Приложение 1

Использование ИКТ технологий

О смелости и трусости- Мультфильм «Сердце Храбреца», союз мультфильм, 1951г.

О силе и благородстве – «Сказки про богатырей», союз мультфильм, 1989, 1978

О патриотизме – «Солдат сказка», Киевнаучфильм, 1983г.

Здоровый образ жизни – «Сестрички- привычки», «Королева зубных щеток», «Тихая поляна», союз мультфильм , 1989г

Презентация «Армия России»

Презентация «Богатыри Земли Русской»

Презентация «Здоровый образ жизни»

Презентация «Рода войск»

Приложение 2

Общение и беседы с детьми

«Здоровый образ жизни»

Цель- способствовать формированию  у детей представления о необходимости заботиться о собственном здоровье, о составляющих здорового образа жизни.

Ход :

Предложите детям рассмотреть изображения людей, идущих по улице города, и определить их настроение. Привлеките внимание к изображению человека с грустным выражением лица. Подведите детей к выводу о взаимосвязи физического здоровья и эмоционального благополучия.

Обсудите с ребятами возможности здорового человека.

Раскройте составляющие здорового образа жизни. Предложите детям выбрать среди множества картинок картинки с изображением полезной для здоровья жизнедеятельности. Попросите отразить режим дня с помощью последовательности сюжетных картинок.

Расскажите о пользе для здоровья двигательной активности, занятий физической культурой и спортом. Познакомьте с назначением спортивных сооружений большого города—дворца спорта, бассейна, стадиона. Обратитесь к опыту детей, спросите, какие спортивные секции они посещают.

Предложите детям упражнения: а) найти по теням фигуры ребят, занимающихся спортом; б) сконструировать из геометрических форм на плоскости фигуры людей в движении.

Предложите ребятам рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены объекты большого города — зоопарк, цирк, театр, парк аттракционов. Попросите детей вспомнить и рассказать о посещении этих мест вместе с родителями. Подведите ребят к выводу о значении досуга в жизни человека.

«Ребенок и здоровье»

Задачи: способствовать  формированию  у детей первоначальных навыков охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности.

Ход:

1) Поговорить о здоровье, выяснить, как дети понимают слово «здоровье»:

2) Внести куклу- небрежно одетого мальчика. Обратить внимание на то, что, одеваясь таким образом, можно навредить своему здоровью.

3) Разобрать ситуации, когда нужно вести себя осторожно, беречь здоровье (как пройти по мокрому полу, чтобы не поскользнуться; как спускаться по лестнице; как одеваться, собираясь на прогулку).

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»

Задачи:  способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить названия некоторых видов спорта.

1) Показать картинки с изображением разных видов спорта, уточнить, знают ли дети их название.

— Какие виды спорта нравятся и почему?

— Каким видом хотели бы заниматься?

— Какими видами спорта можно заниматься зимой, летом?

2) Чтение стихотворения Т.Волгиной «Два друга»

Вопросы: — Что случилось с этим мальчиком, почему он заболел?

— Почему спортсмены реже болеют?

— Как называется ваша любимая подвижная игра?

3) Подвести к выводу о пользе физической культуры и необходимости ею заниматься.

«Как я буду заботиться о своем здоровье»

Задачи: создавать условия для закрепления знаний о здоровом образе жизни. Продолжать знакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважение к людям этих профессий. Повторить пословицы о здоровье.

— Как вы себя сегодня чувствуете?

— Кто в детском саду заботится о вашем здоровье?

— Как вы сами можете помочь себе быть здоровыми?

— Быть здоровым хорошо или плохо?

Обобщить ответы детей, повторить знакомые пословицы о здоровье.

«Наша армия родная»

Задачи: способствовать расширению  знаний воспитанников об армии, их представления о родах войск. Развивать умение детей отгадывать описательные загадки. Воспитывать чувство уважения к Российской Армии, любви к Родине, вызывать желание защищать ее.

Оборудование: демонстрационный материал ( картинки с изображением разных родов войск, военной техники).

Ход:

-Ребята, хочу прочитать вам стихотворение.

Наша армия родная

И отважна, и сильна.

Никому не угрожая,

Охраняет нас она.

Оттого мы любим с детства

Этот праздник в феврале.

Слава Армии Российской –

Самой мирной на земле!

(О.Высотская)

-Подумайте и скажите, о каком празднике говорилось в стихотворении? (О празднике 23 февраля.)

-Верно, ребята, 23 февраля – это праздник День Защитника Отечества.

-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

-Почему Россию мы называем нашим Отечеством? (Отечеством мы называем нашу страну потому что в ней жили наши отцы, деды и прадеды.)

-В нашей стране есть армия, как и во многих странах мира. А кого мы называем защитниками Отечества? (Тех, кто охраняет и защищает нашу Родину — солдат.)

-В армии есть различные рода войск, такая армия – сильная, она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

«Кто служит в армии».

 Задачи: способствовать формированию представлений у детей  об армии, формировать у них первые представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

 Наглядный материал: Иллюстрации с изображением различных родов войск, фотографии, показывающие будни армии: тренировки солдат в спортивной зале, на полосе препятствий, на полигоне.

 Ход:

  — Ребята, 23 февраля наш народ будет отмечать День защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества? (Предположения детей.)

  — Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

  — Посмотрите на эти картинки. (Выставляются иллюстрации, изображающие различные рода войск.) Кого вы здесь видите?

 — Танкистов, моряков, артиллеристов, летчики, пограничники.

 — Вы правильно всех назвали — это различные рода войск. А зачем нужно так  много родов войск? (Предположения детей.)

 — Если в армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

 — Но сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужная армия в мирное время? (Предположения детей.)

« Солдатами  не  рождаются,  солдатами  становятся».

Задачи – создавать условия для формирования потребности  и  желания  стать  достойными  защитниками  своего  Отечества; формирование  нравственно-патриотических  чувств.

Материал: Слайды, мультимедийная  установка, музыкальное  сопровождение.

Ход :

Что  такое  Родина?  Родина — это  наш  дом, город, Родиной  человек  называет  ту  страну,  в  которой  он  вырос  и родился. За тысячелетнюю  историю  России  произошло  много  событий.  На  нашу  Родину  не  раз   нападали  враги.  Стойко  и  мужественно  сражались  воины (наши  деды)  защищая  нашу  Родину,  бойцы  совершали  много  подвигов,  героических  самоотверженных  поступков,  чтобы  остановить  врага.  Россиянам  свойственна любовь  к  людям,  к  родному  краю,  к  тому месту,  где  они  родились  и  выросли. Эта  любовь  испокон  веков  проявляется  в  их  готовности  защищать  своё  Отечество.

Приложение 3

Игровая деятельность:

Дидактические игры

(Источник:«ГРАММАТИКА В ИГРАХ И КАРТИНКАХ»  М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина   «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» От 5 до 7 лет)

Д. Игра «Кто такие военные?» стр. 6

Д. Игра «Кому что?»  стр. 6

Д. Игра «Найди пару»  стр. 7

Д. Игра «Найди картинку» стр. 7

Д. Игра «Кто больше?» стр.  7

Д. Игра «Угадай профессию» стр. 7

Д. Игра «Кто это или что это?» стр. 8

Д. Игра «Образуй новое  стр. 8

Д. Игра «Назови слова-приятели» стр.  8

Д. Игра «История про солдата» стр. 8

 Д. Игра «Назови слова-неприятели» стр. 9

Д. Игра «Подбери слова»  стр. 9

Д. Игра «Родимая сторонушка, родная сторона— это Родина моя» стр. 9

Д. Игра «Отгадай» стр. 10

Д. Игра «Покажи картинку» стр. 10

Д. Игра «Слушай команду!» стр. 10

Д. Игра «Юный помощник» стр.10

Пальчиковые игры:

«Защитники Отечества»    
Пальцы эти – все бойцы.  Удалые молодцы.   Два больших и крепких малых  И солдат в боях бывалых.    Два гвардейца – храбреца!   Два сметливых молодца!     Два героя безымянных,  Но в работе очень рьяных!   Два мизинца – коротышки –  Очень славные мальчишки! Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.   Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.        Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.   Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.      Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.     Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.

2. Сегодня праздник всех отцов,                          (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех, кто готов                          (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить,                              (из ладошек делают «домик», 

                                                                             руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить!                            (сжимают и разжимают пальцы)

3.Капитан

Я плыву на лодке белой                              (концы пальцев направить вперед,

                                                                        прижать руки ладонями

По волнам с жемчужной пеной.               друг к другу, слегка приоткрыв.

Я — отважный капитан,                               проговаривая стишок, показывать,

                                                                      как лодка качается на волнах, а

                                                                       затем плавными движениями рук

Мне не страшен ураган.                             

Чайки белые кружатся,                              сами волны, потом по тексту

Тоже ветра не боятся.                              стиха показать чайку, скрестив руки,

                                                                      соединив ладони тыльной стороной

Лишь пугает птичий крик                          и помахать пальцами,

Стайку золотистых рыб.                        сжатыми вместе выпрямленными

                                                                    ладонями с пальцами, прижатыми

И, объездив чудо-страны,                        друг к другу изобразить рыбок.

Посмотрев на океаны,                            

Путешественник-герой,                          плавными движениями ладоней

К маме я вернусь домой.                      Показать, как рыбы плывут в воде)

4. «23 февраля»

Февраль, февраль, зима и солнце!   (Хлопают в ладоши.)

И первых птичек переклик!             (Соединяют ладони большими пальцами, машут

                                                               остальными пальцами, словно крылышками.)

Сегодня выглянул в оконце:           (Закрывают лицо ладонями, а затем выглядывают,

                                                                 раздвигая их.)

Застыл, к стеклу лицом приник.

Мои друзья – вчера мальчишки — (Сжимают и разжимают пальцы.)

Сегодня выросли и вдруг

Все, как один, забросив книжки,   (Хлопают в ладоши.)

За руки взялись, встали в круг.     (Берут соседа за руку.)

И обещали мамам, сестрам             (Сжимают и разжимают пальцы.)

Границы радости беречь.

Беречь весь мир: и птиц, и солнце, (Загибают пальчики на одной руке.)

Меня в окошке уберечь!                   (Закрывают руками лицо.)
Сегодня праздник всех отцов,       (сжимать и разжимать пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов,       (хлопать в ладоши)

Свой дом и маму защитить,          (из ладошек сделать «домик», руки                приложить

                                                               к сердцу)

Всех нас от бед отгородить!           (сжимать и разжимать пальцы)

5.«Солдатская каша»

Мы крупу в ковше варили,           (Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш),указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу»,

остальные пальцы прижаты к ладони.)

Хорошенько посолили.                   (Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу.)

Здесь уже и ложка наша,                 (Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка)

Так вкусна солдата  каша!            (Облизать губы языком, показывая, как было вкусно)

Сюжетно — ролевые игры

«Воины – пограничники»

Задачи: способствовать  формированию  у дошкольников представления о воинах пограничниках. Создавать условия для развития  умения творчески развивать взаимодействовать в игре, уметь вести диалог.

Предшествующая работа: беседы: «Как пограничники охраняют Родину», «Особенности военной службы в мирное время»; Рассматривание картины Б.Окорокова «Пограничники».

Чтение произведений: А.Барто «На заставе», Ю.Коваль «Путешествие на границу», А.Митяева «Почему армия всем родная?»

Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры (бинокли, пилотки, косынки для медсестер, карта — схема).

«Призывная комиссия»

Задачи- способствовать формированию умения играть совместно, распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.

Дать представление о требованиях, предъявляемым к призывникам, о взаимодействии различных служб при подготовке призывников к службе в армии.

Атрибуты: Карта призывника, надписи на стол (стоматолог, окулист, хирург, терапевт, костюмы врачей; военкома.

Предварительная работа: Воспитатель рассказывает:

 — по каким параметрам берут ребят в войска (танкисты- невысокие, десантники – сильные, высокие; моряки – быстрые, не должно быть морской болезни; пограничники – хорошее зрение и т. д.).

— прохождение медкомиссии, какие врачи обследуют, сколько служат. Когда забирают в армию, приходит повестка.

— беседа, чтение пословиц, поговорок. Чтение художественной литературы. Просмотр фотографий родителей, дедушек, бабушек, служивших в армии.

«Военные моряки»

Задачи — способствовать формированию у детей  игровых умений, обеспечивающих самостоятельную сюжетную игру детей. Создавать условия для воспитания дружеских взаимоотношений, чувства коллективизма.

Предшествующая работа: Чтение  и рассматривание художественной литературы о военных кораблях, моряках.

Оборудование:  атрибуты для игры: фуражка капитана, бескозырка, медицинский халат,  спасательный круг,  бинокли, медицинский набор.

«Летчики»

Задачи: создавать условия для формирования у детей способностей выполнять определенную роль в игре: техников, летчиков, диспетчеров. Способствовать развитию  взаимодействия в сюжете. 

Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений о самолетах, знакомство с иллюстрациями самолетов и аэродромов.

Приложение 4

Художественная литература:

А.Митяев «Кто нужнее?»,

А. Барто «На заставе»,

Б. Никольский «Препятствие»,

М. Исаковский «У самой границы»,

Я. Длуголенцкий «Что могут солдаты»,

П. Берестов «Хочу быть военным моряком»,

В. Руденко «Мужской праздник»,

А. Оншуров  «Пилот»  «Российская армия»,

Н. Иванова «Военные профессии»,

В. Косовицкий «Будущий мужчина»,

И. Даренский «Защищаю во дворе маленьких и слабых»

И. Гурина «23 февраля»

Ю.Коваль «Путешествие на границу»

Список литературы:

1.Борисенко М. Г., Лукина Н. Д. День защитника Отечества – СПб.: Паритет, 2005  (серия«Грамматика в играх  и картинках»)

2. Гришина Е. И.   Доброта с экрана.  Воспитание мультфильмом. – Нижний Новгород, 2018

3. Ped-kopilka.ru/blogs/poslovicy-i-pogovorki-o-rodine-i-zaschitnikah-otechestva.html

4. Nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir.html

5. Maam.ru/detskijsad/fototchet-syuzhetno-rolevoi-igry-prizyvnaja-komisija.html

Проект «Будущие защитники отечества»

Категории