ВЫПУСК 7

Дистанционное обучение: проблемы, поиски, находки

Проблемы дистанционного обучения

79
Автор: Гусева Анна Сергеевна, преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ «Уренский индустриально- энергетический техникум»
Категория: Дистанционное обучение. Круг вопросов

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности и образуют глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования.

Высокие темпы научно-технического прогресса приводят к быстрому устареванию знаний специалистов, работающих в различных областях, что обусловливает необходимость продолжения для них образовательного процесса на протяжении всего активного периода жизни. Существуют также и другие обстоятельства, осложняющие или не позволяющие человеку получить образование, в частности, ограничения по здоровью, недостаточность средств для обучения вне дома и т.п.

Ответом на возросшие требования к системе образования стало появление концепции открытого образования, целью которого является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональных областях в условиях информационного общества.

Принципы открытого и непрерывного образования могут быть реализованы только при применении дистанционных методов обучения, основанных на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Словосочетание «дистанционное образование» (ДО) прочно вошло в мировой образовательный лексикон. В течение последних трех десятилетий дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира. Радикальный прорыв в области ДО произвели информационные и телекоммуникационные технологии, включая мобильный Интернет и беспроводные сети.

Стихийное внедрение дистанционного обучения российское образование испытало на себе с началом Пандемии COVID-19. Педагогам в кратчайшие сроки пришлось освоить совершенно новый вид деятельности, а родителям и обучающимся в сложившейся ситуации подстраиваться под новую систему обучения.

По мнению экспертов, треть россиян  были недовольны переходом на дистант, но того требовали сложившиеся обстоятельства. Созданные заранее электронные платформы оказались перегружены, возросла нагрузка педагогов, адаптация к новым условиям обучения со стороны обучающихся  требовала от них гораздо большей самостоятельности и ответственности, умения эффективно использовать свое время.

В связи с этим, все участники процесса дистанционного образования на начальном этапе испытали трудности, которые требовали незамедлительного решения. Подробнее о них:

С позиции педагога:

  1. Отношение учеников к новому процессу обучения. Не все относились серьезно, не отмечались на уроках, не выполняли элементарные задания, не шли на контакт с учителем. Здесь необходимо грамотно и четко организовать ход урока, строго объяснить обучающимся, что данная форма обучения ничуть не отличается от традиционной очной формы.
  2. Нежелание обучающихся получать знания. В процессе дистанционного обучения выяснилось, что далеко не все ответственны и не готовы учиться самостоятельно. Конечно, в каждой группе были  дети, которые добросовестно и вовремя выполняли задания и присутствовали на всех уроках. У других были самые разнообразные причины: начиная от «у меня не было интернета» до банального «я проспал». 

В такой ситуации необходимо формировать у каждого обучающегося сознательную потребность в дистанционном обучении начиная с начальных классов школы (элементы домашнего задания, индивидуальные задания на различных онлайн — платформах (Я класс, РЭШ и т.д.). Все должно проходить без стресса для учеников и родителей, постепенно и стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Ведь суть дистанционного обучения – развитие способностей к самообучению.

  • Невозможность объяснить и показать «на пальцах» некоторые моменты в процессе обучения тому или иному предмету. А учитывая, что учитель получал обратную связь от своих учеников практически 24 часа в сутки по электронной почте, в различных мессенджерах, объяснить, подсказать, рассказать индивидуально было крайне тяжело, ведь, иное дело- когда есть возможность это делать устно, и совсем другое — письменно. Это требует больших временных затрат. В данной ситуации частичным решением проблемы может быть создание групповых чатов с обучающимися, где на все вопросы преподаватель может ответить всему коллективу учеников сразу, это удобно, когда необходимо донести ту или иную информацию до всех, или ответить на часто задаваемые вопросы.
  • Участие в процессе совместного обучения является важной частью формирования основы учебного сообщества и фактором успеваемости. На это не обращалось внимания, а при удаленном обучении стало заметным. В ситуации, когда зрительный контакт и близость между сторонами учебного процесса ограничены, ученики не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию или замечаниям, не ясна их реакция о понимании материала. В данном случае возникает проблема отсутствия эмоционального взаимодействия учителя с учеником. В таком случае можно поддерживать обучающихся морально, мотивировать их к самостоятельной работе, к хорошим результатам, используя коллективное общение. В особых случаях работать с учеником индивидуально.
  • Конечно, дистанционное обучение имеет ряд недостатков и требует доработки. Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все ее имеют. Выход здесь в переходе обучающихся к мобильному интернету с его достаточно высокими скоростями и заменой своих смартфонов и планшетов на более современные. Безусловно, все это требует расходов. Но эти затраты обещают лучший доступ к важнейшему фактору эффективности образования, обучения- общению и обратной связи между учениками и преподавателями.  
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося. Отсутствует постоянный контроль над ними, который для российского человека является мощным побудительным стимулом. Как уже сказано ранее, здесь также важна поддержка и мотивация обучающихся, работа с группой, индивидуальная работа, в отдельных случаях, воздействие через родителей.  
  • Еще одна проблема: как предотвратить, или устранить списывание, копирование из интернет-источников, использование подсказок? Как известно, данным видом деятельности наши дети владеют в совершенстве! Здесь самый простой алгоритм работы: все задания, контрольные и самостоятельные работы по возможности составлять и разрабатывать самостоятельно, все это для того, чтобы обучающиеся знали, что нигде на просторах интернета не найдут ответы, а придется думать самим.

Отношение педагогов к дистанционному образованию также было разным:

  1. Неожиданной проблемой стала недостаточная компетентность преподавателей в использовании современных цифровых технических средств в подготовке и донесении информации, которая связывала многих по рукам и ногам. Особенно остро проблема ощущалась в  средних профессиональных  учебных заведениях. Скованность и некомпетентность сильно влияли на способности преподавательского состава в обучении студентов. Те, кто адаптировался, по мнению технических работников, превосходили остальных преподавателей в проведении занятий.
  2. Рост нагрузки как на преподавателей, так и на студентов и их родителей. Приходилось набирать задания вручную заново, быть постоянно в «эфире», что приводило их в сложное эмоциональное состояние.  Проведение видеоуроков превращалось для многих преподавателей в стрессовый фактор, так как не все могут работать на камеру и в ограниченном камерой пространстве, а также требует очень больших затрат времени.

В данной ситуации решение проблем только в правильной мотивации преподавателей на качественную подготовку к занятиям и часть ответственности за это должна лежать на администрации заведений и их поддержке образовательных и технических программ.

Несмотря на все вытекшие на поверхность проблемы в результате перехода на дистанционное обучение, пускай даже и временного, результаты опросов показали, что уже за три месяца обучения в дистанционном режиме со стороны студентов наблюдалась положительная динамика по всем показателям оценки дистанционного образования: качество обучения, организация учебного и свободного времени. 

Несмотря на необходимость улучшения, будущее дистанционного обучения все же кажется светлым. Растущее число студентов, обучающихся дистанционно, подчеркивают необходимость всесторонней и вдумчивой эволюции дистанционного образования, чтобы стать образовательной моделью будущего. Система обладает огромным потенциалом для доставки и получения образовательных программ в отдаленные места, к тому же имеет множество преимуществ: возможность обучаться из любой точки мира, где есть компьютер и интернет; возможность уменьшить или увеличить время обучения без привязки к расписанию; экономия времени для совмещения с другой деятельностью возможность самостоятельно и объективно оценить полученные знания; практически применимые задания; создание условий для раскрытия потенциала; индивидуальный подход с учетом потребностей обучающихся; доступность и открытость обучения; возможность самореализации.

Существует много мифов о недостатках электронного образования. Но статистика ежегодного роста числа приверженцев цифрового образования способна развеять каждый из них. Электронное дистанционно образование – это не дань моде. Это – наше будущее, которое мы формируем уже сегодня.

Список используемой литературы

  1. Пащенко О.И. П 22 Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 227 с.
  2. Институт образования «Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей» Авторы сборника: Сапрыкина Дарья Игоревна, заместитель руководителя проектно-учебной лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ; Волохович Алексей Алексеевич, стажер проектно-учебной лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ
  3. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Штыхно Д. А.,
  4. Обучение в период пандемии: плюсы, минусы, подводные камни.  https://www.securitylab.ru/news/518711.php.
  5. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы. Саян Тетерин.
Проблемы дистанционного обучения

Категории