ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (из опыта работы ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»)

4
Автор: Пещерова Ольга Васильевна, преподаватель ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
Категория: Аспекты электронного и дистанционного образования

В разрезе цифровой трансформации на первое место выходит электронная дидактика – это не просто «педагогика с использованием компьютеров и современных гаджетов » в обучении. Они всего лишь его «бездушные» средства. Куда важнее здесь не средства, а методы работы с информацией и, в конечном итоге, – со знанием. В XXI веке перспективным является интерактивное взаимодействие с обучающимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством. Дистанционное обучение актуально для современного образовательного процесса, т.к. позволяет снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как обучающихся, так и преподавателей и т. п.); сократить время на обучение; участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий; проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.; создать единую образовательную среду.

С целью осуществления образовательного  процесса на очном и заочном отделении в ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж» на платформе системы Moodle  НИРО (http://www.dood.niro.nnov.ru/course/) разработаны дистанционные курсы, один из которых курс ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи.  Целевые установки курса: практическое овладение языком для профессионального общения, развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению русского языка и культуры речи, дальнейшего самообразования с помощью данного предмета, к использованию русского языка и культуры речи  в других областях знаний, к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном языке. Задачи: общаться на русском  языке на профессиональные и повседневные темы и темы профессиональной направленности, самостоятельно совершенствовать  устную и письменную речь,  пополнять  словарный запас, развивать  речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные  умения и навыки, обеспечивающие свободное  владение русским литературным языком  в разных сферах и ситуациях общения, опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Достижение указанных целей  и задач осуществляется в процессе освоения дистанционного курса и формирования, развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой  компетенций.

Курс состоит из 4 разделов, а также информационного раздела и итогового. Формы представления учебного материала  в СДО Moodle:

Наимено-вание раздела

Содержание раздела

КОМПОНЕНТЫ

Информационный раздел

Новостной форум

Маршрутная карта

Книга «Инструкции»

Форум-знакомство (форум «Простое обсуждение»)«Давайте познакомимся – мы вместе», Форум-копилка «Кладезь идей» (Стандартный форум для общих обсуждений)

Журнал курса

Раздел 1

Роль языка в жизни человека и общества

Материалы к изучению

Электронная книга-справочник «Понятие о русском литературном языке»

Лекция «Особенности устной и письменной речи»

Онлайн-презентация «Речевое общение» ( интернет-ресурс)

Кластер «Качества речи»

Презентация «Качества речи»

Лекция «Основные качества речи»

Практикум

Словарь по теме «Речь и речевое общение»

Криптекст «Речевое общение»

Кроссворд «Речевое общение»

Игра «Виселица» «Общение»

Контрольные задания

Контрольные вопросы

Коммуникативная линия

Форум «Путь к знаниям» (Форум вопросов и ответов)

Форум «Интернет-гостинная» «Зачем человеку нужен язык?»(Форум общих обсуждений)

Форум-консультация «Практикумы – по плечу!» (Форум «Простое обсуждение»)

Форум-рефлексия

Раздел 2

Функцио-нальные стили речи

Материалы к изучению

Электронная книга-справочник «Стилистика»

Видеоурок (интернет-ресурс) «Как определить стили речи»

Презентации «Стили речи»: «Научный стиль речи», «Официально-деловой стиль речи», «Публицистический стиль речи», «Разговорный стиль речи», «Художественный стиль речи»

Практикум

Создание базы данных «Стили речи на профессиональную тему»

Контроль-ные задания

Контрольные вопросы

Задание к разделу 1 «Заполнить таблицу-шаблон»

Задание к разделу 2 «Эссе «Стили речи, востребованные в моей профессии»

Викторина

Коммуника-тивная линия

Форум –консультация «Практикумы – по плечу!» (Форум «Простое обсуждение», Форум консультация «Как создать тексты разных стилей речи и жанров?» (Форум «Простое обсуждение»)

Форум-рефлексия

Чат-семинар «Роль стилистики в профессиональной деятельности», Интернет-гостиная «Зачем педагогу нужна стилистика?»(Форум общих обсуждений)

Раздел 3

Особенности культуры речи

Материалы к изучению

Электронный учебник «Основные аспекты культуры речи»

Лекция «Языковые нормы»

Папка с лекционным материалом «Языковые нормы речи»: «Морфологическая норма», «Орфоэпическая норма», «Синтаксическая норма», «Стилистическая норма».

Кластер «Речевые ошибки и как их исправить?»

Практикум

Презентация для изучения «Классификация норм речи»

Контрольная работа (элемент лекция с заданиями) «Работа с текстом художественного стиля речи»

Коммуника-тивная линия

Форум консультация «Норма и ошибка» (Форум «Простое обсуждение»)

Форум-рефлексия

Чат — круглый стол «Качества речи современного педагога» (творческое общение)

Раздел 4

Текст как продукт речевой деятель-ности

Материалы к изучению

Лекция «Текст как речевое произведение

Лекция «Функциональные стили речи»

Видео-лекция «Типы речи»

Интернет-ресурс «Как определить тип речи?»

Практикум

Опрос «Типы речи текста»

Коммуника-тивная линия

Форум консультация «Как создать тексты разных типов речи» (Форум «Простое обсуждение»)

Форум-рефлексия

Контроль-ные задаия

Задание 1 «Заполнение шаблона-таблицы»

Интернет-семинар: Форум-проектирование «Создание текстов разных типов речи» (Форум «Каждый открывает одну тему»)

Лекция с контрольными заданиями

Глоссарий «Типы речи»

Кроссворд

Раздел 5 «Поверь в себя – проверь себя»

Итоговое задание

Тестирование в Hot PoT

Коммуника-тивная линия

Форум –консультация к защите проекта (Форум «Вопрос-ответ»)

Форум — депозитарий «Презентация итоговых работ»

Форум –рефлексия «Результаты обучения», Форум «Отзывы и предложения»

Изучение дистанционного курса способствует эффективному усвоению теоретического учебного материала, своевременному и успешному выполнению практических заданий. Несмотря на дистанционное обучение, возможно осуществление коммуникации между преподавателем и обучающимися, чему  способствуют новостная линия, позволяющая своевременно оповещать участников курса о предстоящих  мероприятиях курса, практико-ориентированная линия  дает возможность организовать общение в рамках практических заданиях дистанционного курса. Консультации возможны в рамках консультационных форумов, любая эффективная деятельность невозможна без  рефлексии, что доступно благодаря рефлексивной линии общения. Электронный журнал дистанционного курса знакомит участников курса с успешностью прохождения.

Таким образом, дистанционное обучение доступно для участников образовательного процесса, интересно, современно, взаимовыгодно.

Список  использованной литературы:

  1. Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис : учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 167 с.
  2. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения— М.: Академия, 2006.
  3. Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. — 2001. — № 2. — С.30-35.
Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (из опыта работы ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»)

Категории