ВЫПУСК 7

Дистанционное обучение: проблемы, поиски, находки

Применение сервисов Веб 2.0 для эффективного взаимодействия со студентами во время дистанционного обучения

41
Автор: Рудницкая Алина Владимировна - преподаватель ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Категория: Технологии организации дистанционного обучения

В последнее время все большее распространение получает система дистанционного образования.

Е.С. Полат дает следующее определение понятию «дистанционное обучение»:

«Дистанционное обучение – это система обучения, основанная на взаимодействии учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами ИКТ и Интернет-технологий.»

Дистанционное образование, по сути, не является самоцелью, а служит для достижения вполне конкретных целей и имеет при этом массу преимуществ.

Возникает вопрос, каким образом и с помощью каких программ можно реализовать дистанционное обучение.  Бесспорно, при дистанционном обучении необходимо применять новейшие Интернет — технологии и Интернет — сервисы.

Эти возможности становятся доступными с использованием   социальных   сервисов или сервисов Веб 2.0. Основной принцип сервисов Веб 2.0 — «смешивание», это означает, что путем интегрирования  программных возможностей нескольких  независимых друг от друга сервисов можно создать новый уникальный web-проект.

Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый   может не только   получить   доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента, даже находясь на удаленном расстоянии.  С помощью сервисов   Веб 2.0 существует возможность создать презентации, фотоальбомы, проводить обработку звука, работать с документами в интерактивном режиме. Это позволяет не только наладить постоянное взаимодействие преподавателя со студентом, но и дает возможность обучающемуся работать в группе в online-режиме.

Огромным плюсом использования этих сервисов является отсутствие необходимости в установке нового лицензионного программного обеспечения на своем персональном компьютере.  Все сервисы, заменяющие работу прикладных программ, уже доступны в online-режиме, а использование их доступно с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет.

Давайте проведем краткий обзор всевозможных online-сервисов.

Web-сервисы для образования

Освоение различных методов для  организации дистанционного обучения облегчают web-сервисы для образования, на которых присутствуют полные перечни для реализации интерактивности между студентом и преподавателем. Примером такого сервиса является  сайт https://sites.google.com/site/badanovweb2/home. Здесь собраны различные интерактивные сервисы, а именно:

  • виртуальные доски;
  • графика (редакторы, анимация, коллажи, визитки и т.д.);
  • презентации, видеоролики;
  • офисные технологии, документ-сервисы;
  • органайзеры, информеры;
  • работа с группами, планировщики, закладки;
  • визуализация;
  • библиотеки;
  • карты;
  • сайты, блоги, визитки;
  • тесты, опросники;
  • мультимедиа сервисы;
  • ленты времени и т.д.

Приведем примеры использования данных сервисов и возможностей.

Создание слайд-шоу

Бесплатно создать слайд-шоу вам поможет сервис 123-slideshow (ссылка http://www.123-slideshow.com/).

Рисунок 1 – Сервис для создания слайд-шоу

Порядок использования инструментария сервиса весьма прост:

• Загрузить свои фотографии (рис. 2).

Рисунок 2 – Загрузка фотографий в сервис по созданию слайд-шоу

• Добавление некоторого текста или гиперссылки, если вам нравится (рис. 3).

Рисунок 3 – Добавление фотографий в сервис для создания слайд-шоу

• Далее можно произвести регулировку скорости смены слайдов и цвета.

• Готово. Нажмите кнопку «обновить» и вы увидите результат изменений сразу (рис. 4).

Рисунок 4 – Созданное слайд-шоу

Облако ответов AnswerGarden

Сервис AnswerGarden(ссылка https://answergarden.ch/) предназначен для построения облака слов из ответов на вопрос, который сформулирован для аудитории.

Для работы в сервисе необходимо нажать на кнопку «+» (рис. 5).

Рисунок 5 – Сервис AnswerGarden

После этого необходимо задать интересующий вас вопрос. Например, «Что тяжелее кг ваты или кг гвоздей?».

Рисунок 6 – Задание вопроса в сервисе AnswerGarden

А далее просто можно записывать ответы, которые будут отображаться в облаке (рис. 7).

Рисунок 7 – Ввод ответов в сервисе AnswerGarden

На экране формируется облако предпочтений (ответов). Сервис поддерживает кириллицу в вопросах и ответах. Возможна работа с мобильными устройствами обучающихся. Этот сервис будет интересен при работе в аудитории и электронном обучении, а также во время лекций и мероприятий.

Ленты времени

Сервисы Веб 2.0 поддерживают специфическую визуализацию информации, к примеру, ленты времени, позволяющие более наглядно визуализировать информацию.

Здесь предоставляется возможность создания собственных лент времени, подходящих для наглядного представления событий с привязкой ко времени и месту (на карте). В качестве событий, располагаемых на временной ленте, могут использоваться фотографии и видеоролики с социальных сервисов. Созданные пользователем «ленты времени» представляют собой шкалу с делениями-датами

(дни, месяцы, годы), где отображаются различные события.

Для создания новой ленты времени необходимо указать:

  • длину временной шкалы, которая может составлять от 500 лет до одного получаса,
    • иллюстрации событий — цифровые изображения, видеоролики, фрагменты текста, картографические координаты и ссылки на различные сайты, содержащие дополнительную текстовую информацию.

Примеры лент времени (рис. 8):

Рисунок 8 – Пример ленты времени № 1
Рисунок 9 – Пример ленты времени № 2

Рассмотрим пример создания ленты времени с помощью ресурса WhenInTime (ссылка http://ww7.whenintime.com/).

Рисунок 10 – Онлайн-сервис WhenInTime

После регистрации на портале, сервис предоставляет инструкцию по созданию ленты времени.

Рисунок 10 – Онлайн-сервис WhenInTime

С помощью правой кнопки мыши создаем события.  И далее выбираем тему нашей ленты времени.

Рисунок 11 – Лента времени в WhenInTime

Лентой можно поделиться, а также предоставить доступ к ее редактированию. На сервисе можно предоставить другим посетителям возможность добавления комментариев и редактирования.

Математический сервис

MathCracker представляет собой сервис по математике, имеющий возможность совместно строить графики, решать задачи.

Рисунок 12 – Онлайн-сервис MathCracker

Также присутствуют сервисы, представляющие собой математические онлайн-доски, которые будут незаменимы при организации дистанционного обучения.

Генерация кроссвордов Cross

Сервис очень прост в использовании, для этого просто необходимо:

• Ввести слова.

• Ввести размер кроссворда.

• Сгенерировать кроссворд.

• Сохранить его.

Рисунок 13 – Онлайн-сервис Cross

После того, как в кроссворд будут введены необходимые слова, сервис автоматически сгенерирует его.

Рисунок 14 – Созданный кроссворд

Графические редакторы

Зачастую возникает необходимость в графическом редакторе для создания диаграмм, блок-схем  и графиков. Для этого необязательно искать специализированные прикладные программы и проводить инсталляцию на персональном компьютере, достаточно воспользоваться online-сервисом.  Эти сервисы поддерживают возможность группового взаимодействия или коллективной работы над документами, что достаточно сложно реализовать при дистанционном обучении.

Рисунок 15 – Построение ментальной карты с помощью сервисов Веб 2.0

Хочется отметить, что на сайте, содержащем перечень всех онлайн-сервисов, есть подробная  инструкция по эксплуатации каждого сервиса.

В современном мире все большее влияние приобретает Интернет, и отрасль образования – не исключение. Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр.

Когда речь идет о дистанционном образовании, необходимым становится применение современных Интернет — технологий, с помощью которых достигается непрерывное взаимодействие между учеником и учителем. Сервисы Веб 2.0 позволяют  обеспечить нам эту интерактивность, а также обеспечивают и расширяют групповое взаимодействие между учениками.  Online-сервисы обеспечивают эффективность дистанционного обучения без инсталляции программного обеспечения на персональном компьютере. Именно поэтому сервисы Веб 2.0 играют важную роль в развитии и организации дистанционного обучения.

Список использованной литературы

  1. Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень. — 1995. — № 3.
  2. Дистанционное обучение: материал из Википедии — свободной электронной энциклопедии // ru. /wiki
  3. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы / В.Г. Домрачев // Высш. образ.в России. — 1994. — № 3. 25
  4. Кречетников К.Г. Дистанционное обучение. Достоинства, недостатки, вопросы организации: аналитический обзор / К.Г. Кречетников, Н.Н. Черненко // Интернет-журнал «Эйдос». — 2001. — 20 марта eidos/journal/2001/0320. htm
  5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я.Лернер. — М.: Педагогика, 1981.
  6. Сайт wiki.iteach.ru — http://wiki.iteach.ru
  7. Сайт сервисов Веб 2.0 — https://sites.google.com/site/badanovweb2/home
Применение сервисов Веб 2.0 для эффективного взаимодействия со студентами во время дистанционного обучения

Категории