ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

26
Автор: Данелия Наталья Дмитриевна, преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ НГК
Категория: Неограниченные возможности

Согласно закону об образовании в нашей стране создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из форм такого образования является инклюзивное образование.

С появлением инклюзивного образования в Нижегородском Губернском колледже у преподавателей появился ряд задач, направленных на реализацию главной цели –создания условий для получения качественного образования студентами-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья.

Несомненно, информационные технологии представляют собой неотъемлемую часть целостного образовательного процесса и существенно позволяют повысить его эффективность. Однако в условиях инклюзивного образования, учитывая физиологические особенности студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, необходимо наличие полноценных цифровых образовательных ресурсов, которые позволят всем без исключения обучающимся быть активными участниками образовательного процесса.

Известно, что благодаря представлению учебной информации в цифровом виде осуществляется комплексное воздействие на обучающегося, повышается интерес обучающегося к учению, расширяется его круг знаний, повышается качество обучения, также облегчается осуществление обратной связи между преподавателем и обучающимся. Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении позволяет расширить возможности урока,при этом также повысить его эффективность. Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их на различных этапах урока, и решать поставленные задачи. На этапе актуализации знаний – электронные тесты,электронные конструкторы; на этапе объяснения нового материала – электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы; на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений –электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации; на этапе контроля и оценки знаний и умений – электронные тесты,кроссворды.

Цифровые образовательные ресурсы помогают продемонстрировать явления в динамике,передать учебную информацию определенными порциями, выполняя функции источника и меры, также стимулируют познавательные интересы обучающихся, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.

Не уменьшая всех положительных сторон применения цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения, следует отметить, что, находясь в условиях инклюзивного образования, мы имеем новый, совершенно другой формат работы преподавателя на уроке, а это значит, что преподавателю нужно пересмотреть подходы по применению и распределению по времени урока цифровых возможностей и ресурсов.

Для получения качественного образования студентами-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья в колледже реализованы условия по созданию доступности образования с использованием дистанционных образовательных технологий. К ним можно отнести платформу Moodle, которая обеспечивает доступ к учебным материалам через интернет, систему для реализации телеконференций TrueConf, которая позволяет осуществлять очное общение с участниками учебного процесса удаленных территориально, тем самым создав эффект их очного присутствия в классе. Кроме перечисленных ресурсов, имеются интерактивные средства обучения, мультимедийные средства, web-камеры, наушники, аудиотехника (колонки). Необходимо отметить, что применение на уроках перечисленных средств стало уже неотъемлемой частью учебного процесса.

С нашей точки зрения, коммуникативную работу преподавателя на уроке в условиях инклюзивного образования можно подразделить на следующие виды: общение с участниками процесса, которые присутствуют в группе, общение с участниками процесса, которые находятся удаленно. Так, например, такой урок можно построить следующим образом: перед звонком собираются все участники процесса: некоторые в классе, с некоторыми преподаватель связывается по программе TrueConf, согласно времени по расписанию. На этапе актуализации преподаватель проводит устный опрос по предыдущей теме, вопросы для студентов с нарушением слуха транслируются на экране через проектор, для студентов с нарушением зрения вопросы проговариваются вслух и дублируются на дисплее Брайля. На этапе объяснения нового материала преподавателем используется мультимедийная презентация. Для лиц с нарушением зрения презентация дублируется на индивидуальных компьютерах, при просмотре которой они применяют экранную лупу. Участникам удаленного доступа демонстрируется содержание презентации в программе TrueConf. В процессе работы все участники могут задать вопросы преподавателю. На этапе закрепления знаний студентам предлагается задание для самостоятельного выполнения. Формулировка задания,инструкции к нему доступны всем через систему дистанционного обучения Moodle. Каждый студент заходит в личный кабинет, выполняет задание, отправляет его на проверку преподавателю. Это могут быть ответы на контрольные вопросы по теме, как в виде теста, так и открытого типа, решение практической задачи и т. д. После отправки студентами ответов преподаватель получает результаты работ в системе Moodle. Таким образом, сразу становится возможным оценить уровень качества усвоения учебного материала всеми студентами,чтобы впоследствии внести коррективы.

Подводя итог вышесказанному, заключим, что получение студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами-инвалидами среднего профессионального образования является одним из неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. При этом большую роль играют современные цифровые технологии и ресурсы, благодаря которым обеспечивается полноценная возможность получения качественного образования.

Список использованной литературы

1. Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации[Электронный ресурс]Закон об образовании РФ Общие положения Федерального закона об образовании 2018. URL http://zakon-ob-obrazovanii.ru/5.html (Дата обращения 12.11.2018)

2. Шагиева А.К. Цифровые образовательные ресурсы [Электронный ресурс]  VII Международная студенческая научная конференция. Студенческий научный форум – 2015. URL https://scienceforum.ru/2015 (Дата обращения 13.11.2018)

ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Категории