ВЫПУСК 7

Дистанционное обучение: проблемы, поиски, находки

Преподавание профессиональных дисциплин в условиях дистанционного обучения

39
Автор: Уланова Елена Владимировна, преподаватель ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж"
Категория: Технологии организации дистанционного обучения

Современная ситуация, связанная с угрозой распространения короновирусной инфекции, вызвала необходимость организации работы со студентами дистанционно. В нашем колледже дистанционное обучение проходило в системе Moodle. Прежде всего, курс МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания был полностью загружен на платформу в соответствии с учебным планом (лекции, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа).  

Современная ситуация, связанная с угрозой распространения короновирусной инфекции, вызвала необходимость организации работы со студентами дистанционно. В нашем колледже дистанционное обучение проходило в системе Moodle. Прежде всего, курс МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания был полностью загружен на платформу в соответствии с учебным планом (лекции, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа).  

Система предоставляет очень большие возможности организации деятельности студентов: можно ограничивать по времени выполнение задания, выставлять крайний срок сдачи работы, разрешать студентам повторное прохождение теста и т. д. Уроки проходили в соответствии с расписанием. Приведу пример организации урока по теме «Методика работы с именованными числами» [1].

На уроке использовалась технология развития критического мышления (ТРКМ) [2], которую студенты могут использовать в своей будущей профессиональной деятельности. Специфика преподавания профессиональных дисциплин заключается в том, что в процессе организации обучения необходимо демонстрировать студентам возможности применения полученных знаний  в работе учителя начальных классов.

ТРКМ включает в себя три стадии:

1. Стадия вызова.

2. Стадия осмысления.

3. Стадия рефлексии.

На стадии вызова использовались следующие приемы:

1. Альтернативный тест (метод правдивых-неправдивых предложений).

Верите ли вы, что:

— после наименований не ставится точки?

— именованные числа бывают простые и составные?

— с именованными числами можно совершать арифметические действия?

Студенты отвечают на вопросы в форуме группы.

2. Студентам сообщается, что в течение урока им необходимо разбивать информацию на кластеры (блоки идей, «гроздья»). Продемонстрировать результат нужно будет в конце урока в системе видеоконференции Zoom.

На стадии осмысления предлагается «Продвинутая» лекция в системе видеоконференции Zoom. По ходу лекции преподавателя студентам необходимо задавать вопросы, отмечать, получили ответ или нет («+», «-«).  Студенты заполняют следующие таблицу (представлен фрагмент):

Что я знаю? Вопросы и ответы Лекция учителя
1. а) — Как происходит знакомство с простыми именованными числами?     — Какие практические задания можно предложить детям? — При введении единиц измерения (записываются соответствующие именованные числа: 1 см, 1 кг, 1 л). — При выполнении измерений (результаты измерений записываются в виде именованных чисел: 5 см, 3 кг, 2 л). Сокращенные наименования для всех единиц длины, массы, емкости, объема пишутся без точек). — Измерение и выражение результатов измерения в различных мерах (найди длину листа бумаги, полоски учебника), а затем запиши результаты измерений. — Определи время по часам и запиши показания стрелок часов, найди массу предметов. Полезно одну и ту же величину измерить с помощью разных единиц и записать соответствующие именованные числа: 20 см и 2 дм.  

На стадии рефлексии возвращаемся к кластерам. Студенты у каждого блока отмечают: да, понятно, получилось или сложно, надо работать. Студенты демонстрируют результат обобщения информации в виде кластеров в системе видеоконференции Zoom и заканчивают предложения:

Сегодня на уроке …

Мне запомнилось …

Хотелось бы отметить …

Можно сделать вывод, что дистанционное обучение требует дополнительных усилий со стороны преподавателя, связанных с необходимостью планирования деятельности студентов таким образом, чтобы не ограничиваться только изучением лекций и выполнением репродуктивных заданий. Конечно, дистанционное обучение ограничивает возможности полноценного общения студентов друг с другом и преподавателем, обсуждения определенных вопросов в парах и т. д. Тем не менее, можно отметить и  положительные стороны дистанционного обучения: возможность вернуться к тексту лекции в любое время, автоматическая проверка результатов тестирования по теме и т.д.

Список литературы:

1. Калинченко, А.В. Методика преподавания начального курса математики / А.В. Калинченко, Р.Н. Шикова, Е.Н. Леонович. — М., 2014. — 208 с.

2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И.В. Муштавинская. Санкт-петербург: КАРО, 2017. — 144 с.

Преподавание профессиональных дисциплин в условиях дистанционного обучения

Категории