ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Практико-ориентированное обучение при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

3
Автор: Смелова Татьяна Сергеевна, ГБПОУ «Павловский автомеханический техникум им. И.И. Лепсе»
Категория: Цифровая дидактика

В настоящее время работодатели нуждаются в активных, самостоятельных, предприимчивых специалистах, которые способны разрабатывать и предлагать проекты, находить нетрадиционные решения поставленных задач, воплощать в жизнь экономически выгодные идеи. Без применения практико-ориентированных методов обучения подготовить такого специалиста довольно проблематично.

Практико – ориентированное обучение при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»  поможет будущим специалистам в освоении профессиональных компетенций.

Современные стандарты предусматривают усиление прикладного, практического характера профессионального образования на всех его уровнях, а также соответствие их современным требованиям рынка труда, науки и общественной жизни. Поэтому одним из направлений развития профессиональной образовательной организации является практико-ориентированный подход, направленный на формирование профессиональной и личностной компетенции специалиста. Настоящие образовательные стандарты ориентируют на самостоятельность, конкурентоспособность, свободное развитие человека, творческую инициативу, высокую культуру, мобильность, что требует качественного, нового подхода к формированию будущего профессионала. Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования — это процесс освоения обучающимися образовательной программы с целью формирования профессиональной компетенции за счет выполнения ими реальных практических задач.

Предлагают несколько подходов к практико – ориентированному обучению, которые отличаются степенью охвата элементов образовательного процесса, функциями студентов  и преподавателями.

Ю. Ветров и Н. Клушина связывают практико – ориентированное обучение с формированием профессионального опыта обучающихся при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики.

Авторы Т. Дмитриенко и П. Образцов при практико – ориентированном обучении предлагают использовать практико- ориентированные технологии обучения и методики моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей профессионально направленного изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Наиболее широкий – это деятельностно – компетентностный подход, который сформулирован  в контексте деятельностно – компетентностной парадигмы, в соответствии с которой практико – ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений и навыков, – опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Исходя из этого, мотивация к получению теоретических знаний возникает от потребности в решении практической задачи.

Новые образовательные стандарты максимально ориентированы на профессию. В связи с этим возникает необходимость разработать более эффективные приемы и способы ведения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для различных специальностей с учетом применения новых образовательных технологий в рамках практико-ориентированного обучения.

Специфика дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»  — это прикладной характер, т.е. усваиваются только те знания, которые находят применение на практике. Это утверждение положено в основу системы практико-ориентированного обучения. При этом обучении приоритет отдается тем учебным задачам, которые формируют у обучающихся умение видеть их применение и пользоваться этими знаниями  в повседневной жизни и профессиональной сфере. Эти задания позволяют не только создавать положительную мотивацию к изучению предмета, но и через развитие интереса к информационным технологиям осуществлять профессиональную ориентацию.

Человеческое общество пришло к тому, что информация и ее источники уверенно вошли в повседневную жизнь, ведь нельзя вообразить и секунды без потока информационных данных. Современные студенты, еще до изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», знакомы с начальными навыками работы на ПК, имеют опыт работы в социальных сетях. Основная задача педагога — перевести интерес обучающихся от компьютерных игр и общения в социальных сетях в интерес, к компьютеру  как к средству личностного саморазвития и профессионального роста. Практико-ориентированное занятие по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» дает хорошую возможность для наилучшего сочетания теоретического и практического материала, демонстрации возможностей IT технологий в профессиональной деятельности.

Для того, чтобы сформировать практико-ориентированные знания студентов,  на занятиях используется метод ситуационных задач. Ситуационная задача (пример: для специальности «Компьютерные системы и комплексы» — На электронную почту каждому сотруднику организации пришло сообщение о том,  что каждому сотруднику выделяется персональный пароль. Для того,  чтобы сотрудники его не забыли, пароль представляет дату рождения и имя каждого сотрудника.1. Какие правила обеспечения информационной безопасности нарушены? 2. Какие символы должны быть использованы при записи пароля?) дает возможность сделать актуальным для студентов теоретический материал, делает его личностно значимым. При таком построении занятия материал осознается обучающимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения, при этом дальнейшие возможности применения теории прогнозируются самими студентами.

На практических занятиях по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» задания подбираются с учетом специальности (для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»  предусматривается изучение программы sPlan  для вычерчивания электрических схем;  для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» — изучение программы «1С: Бухгалтерия» и т.д.), междисциплинарных связей, дальнейшей профессиональной направленности и способностей каждого студента. Это позволяет развивать активную познавательную и творческую деятельность студентов. При выполнении заданий студенты используют знания, полученные при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин не просто по отработанному алгоритму, а вводят в работу творческое начало.

С помощью текстовых редакторов студенты оформляют свои доклады и сообщения, курсовые и дипломные проекты и работы.

Используя средства электронных таблиц, проводят необходимые расчеты, для решения профессиональных задач выполняют построение графиков поставок продукции и запчастей, рассчитывают расходы и доходы от реализации своего проекта, рассчитывается заработная плата.

Изучая программы для создания презентаций, используется проектный метод. В процессе работы над проектами студенты создают электронные презентации по различным темам общепрофессиональных дисциплин, также создаются презентации для большей наглядности при защите курсовых и дипломных проектов. При подготовке презентаций используются нестандартные подходы, подборка материала осуществляется студентами самостоятельно из различных информационных источников.

В системе управления базами данных студенты разрабатывают конкретную базу данных (Вы являетесь программистом в автосервисе, и вам необходимо создать клиентскую базу данных). Работая с данной базой, будущие специалисты учатся осуществлять быстрый поиск необходимой информации, выполнять запросы, готовить отчеты.

При изучении графических редакторов студенты отрабатывают приемы работы с графическими объектами с использованием электронных заданий, составленных с учетом знаний таких общепрофессиональных дисциплин, как электротехника и электроника, инженерная графика.

В справочно-информационной системе «Консультант Плюс» студенты работают с нормативными документами, регламентирующими их будущую профессиональную деятельность, также здесь просматривается связь с дисциплиной «Правовые основы профессиональной деятельности». На этом занятии большое внимание уделяется воспитанию правовой профессиональной и информационной культуры будущего специалиста.

Таким образом, практико – ориентированное обучение при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» поможет будущим специалистам в освоении профессиональных компетенций.

Список литературы:

  1. Ветров Ю. Практико – ориентированный подход / Ю.Ветров, Н. Клушина. // Высшее образование в России. – 2002. — №6. – С.43-46.
  2. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
  3. Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании,  М., 2006. – 247 с.
  4. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий,  Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012
  5. Королева В. В. Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 787-790.
  6. Сущность практико – ориентированного обучения – Электронный ресурс https://studopedia.su/20_75136_sushchnost-praktiko-orientirovannogo-obucheniya.html
Практико-ориентированное обучение при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Категории