ВЫПУСК 7

Дистанционное обучение: проблемы, поиски, находки

Организация дистанционного обучения в СПО с использованием возможностей онлайн-досок padlet.com

13
Автор: Чугрова Екатерина Александровна, преподаватель ГБПОУ НГК
Категория: Технологии организации дистанционного обучения

В ст. 68 закона «Об образовании в РФ» говорится: «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования». Задачей же профессиональной образовательной организации является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику.

На сегодняшний день для организации такой деятельности в колледже внедряется и активно используется электронная образовательная среда – система дистанционного обучения, позволяющая наглядно продемонстрировать, адекватно оценить не только уровень знаний, умений и навыков обучающихся, но и уровень компетентности преподавателей, читающих дисциплины и модули. В свете последних событий 2020 г., связанных с проблемой глобального распространения корона вирусной инфекции COVID-19, существенно еще больше возросла актуальность дистанционного обучения.

В этой связи намечается переход от традиционного обучения к более гибкому и лучше отвечающему современным реалиям жизни электронному обучению. Электронное обучение основывается на использовании дистанционных технологий, дистанционного обучения, реализующихся посредствам возможностей различных СДО: Moodle; Google Classroom, iSpring Learn и др., а так же облачных сервисов: Canva, Google Drive, LearningApps и др.

Рассмотрим сервис организации дистанционной работы  Padlet.com. Организация исследовательской деятельности, проектирование, решение проблемных вопросов и кейсов, интерактивных заданий — неполный перечень видов деятельности, реализации которых дает возможность данный сервис.

Padlet представляет собой веб-сайт, позволяющий общаться с другими пользователями с помощью текстовых сообщений, фотографий, ссылок и другого контента. Так как эта виртуальная доска представляет собой веб-интерфейс, то пользователю не нужно ничего скачивать и устанавливать на своё устройство. Таким образом, не занимается память компьютера. Для работы необходим только доступ в интернет и браузер.

Продуктом работы на данном сервисе являются доски с размещенными на них постами.

Стена (доска) – электронный аналог реального флипчарта, на котором пользователи кроме своих высказываний, идей и планов могут размещать: полезные ссылки, аудио- и видеофайлы, картинки и GIF-документы. Создав такую доску для своих студентов, преподаватель может корректировать и модерировать записи студентов. Студенты, в свою очередь, могут делиться информацией с преподавателем и одногруппниками, находясь на удаленном расстоянии. Для оформления «стены» сервис предлагает несколько различных вариантов шаблона: лента (посты идут в линейном порядке друг за другом), раскадровка (посты располагаются рядами один за другим), колонки (посты разделены колонками), беседы (привычные «посты» выстраиваются в виде диалога).

Холст – один из видов шаблонов классической онлайн-доски. Отличается возможностью установления связей между постами. С помощью такой доски педагог может организовывать одновременную работу студентов над интеллект-картами по теме или кластерами.

Интересная возможность данного сервиса – создание ленты времени, за счет размещения постов с контентом на специальной горизонтальной шкале.

Доска в виде карты мира может разнообразить работу студентов на таких предметах, как география, история и др. Принцип работы с данным форматом доски – прикрепление поста к определенному месту на карте, при необходимости установление связи постов для указания определенного маршрута.

Бесплатный режим работы с сервисом ограничивает количество досок, которые можно создать с привязкой к одному аккаунту, однако дает возможность удалить уже неактуальные доски и создать на их месте новые. К каждой доске преподаватель может добавить неограниченное количество студентов по ссылке или пригласить определенный круг людей по электронной почте. В первом способе отдельная регистрация приглашенных не требуется.

Подведем итог, выделив возможности использования сервиса padlet.com в образовательном процессе:

  1. При решении кейса (метод конкретных ситуаций (англ. Case method, кейс-метод, метод кейсов, метод ситуационного анализа), такой техники обучения, которая использует описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций, преподаватель может попросить студентов поместить свои идеи на доску. Затем можно обсудить имеющиеся варианты решения конкретной ситуации.
  2. При проведении мозгового штурма. Классический вариант предполагает две фазы: генерацию идей и их последующую оценку. Проблема записывается на доске и собираются идеи для ее решения. По сравнению с обычной доской использование Padlet удобно тем, что идеи записывают сами участники, модератор не отвлекается на запись, не тратит на это время и может полноценно участвовать в дискуссии.
  3. Привычный студентам конспект можно заменить на мультимедийную доску, где теоретический аспект может иллюстрироваться с помощью изображений, таблиц, аудио и видео. Эта доска в дальнейшем может быть эффективно использована с целью повторения материала.
  4. Для планирования внеурочных мероприятий. Например, при планировании викторины можно разместить на доску всю необходимую информацию: место, время, примерную программу, распределение ролей, сценарий, попросить студентов поучаствовать в работе над программой и т.д.
  5. Для проведения контроля знаний студентов и рефлексии по результатам освоения определенной темы. Здесь можно выделить несколько блоков: 1) «что нового вы узнали?», 2) «осталось ли что-то неясным?», 3) «хотели бы вы задать мне какой-то вопрос по теме?».
  6. Для хранения документов. На виртуальную доску Padlet можно загрузить материалы, которые можно будет скачать при необходимости.
  7. Для создания доски Padlet в качестве самостоятельного задания. Преподаватель даёт заклание студентам: подготовка доклада, презентации, интерактивного плаката, карты памяти или доски Padlet.

Таким образом, область применения данного сервиса широка как в режиме очного, так и дистанционного обучения. Следует отметить: хорошее образование сегодня — это синтез самых разнообразных форм получения знаний и современных технологий, оптимальное сочетание которых может определить для себя только сам обучающийся.

Библиографический список:

  1. Аксенова Татьяна Геннадьевна Потенциал цифровых образовательных ресурсов для развития дистанционного обучения в СПО // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. №2 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-tsifrovyh-obrazovatelnyh-resursov-dlya-razvitiya-distantsionnogo-obucheniya-v-spo (дата обращения: 28.04.2021).
  2. Артемова Лилия Константиновна Возможности дистанционных технологий в повышении качества обучения в СПО // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-distantsionnyh-tehnologiy-v-povyshenii-kachestva-obucheniya-v-spo (дата обращения: 28.04.2021).
  3. Васильев Д. А., Рогожин Д. К. Практика применения СПО для реализации системы электронного обучения на базе технологии облачных вычислений // Открытое образование. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-primeneniya-spo-dlya-realizatsii-sistemy-elektronnogo-obucheniya-na-baze-tehnologii-oblachnyh-vychisleniy (дата обращения: 28.04.2021).
  4. Камнев Александр Николаевич, Умарова Нилуфар Нусратиллаевна СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЁЖИ // Образовательные технологии (г. Москва). 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-usloviya-distantsionnogo-obucheniya-molodyozhi (дата обращения: 28.04.2021).
  5. Коновалова Т.И., Тоценко Е.Н. Опыт формирования общих и профессиональных компетенций у студентов СПО посредством электронной образовательной среды // Наука и перспективы. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-formirovaniya-obschih-i-professionalnyh-kompetentsiy-u-studentov-spo-posredstvom-elektronnoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 28.04.2021).
  6. Смирнова Марина Сергеевна, Редькина Ирина Давидовна КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА НА ПЛАТФОРМЕ PADLET // Интерактивная наука. 2020. №9 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-uroka-na-platforme-padlet (дата обращения: 28.04.2021).
  7. Фрик О.В. О дидактических возможностях использования виртуальной доски Padlet в образовательном процессе вуза // Вестник СИБИТа. 2020. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-didakticheskih-vozmozhnostyah-ispolzovaniya-virtualnoy-doski-padlet-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата обращения: 28.04.2021).
Организация дистанционного обучения в СПО с использованием возможностей онлайн-досок padlet.com

Категории