ВЫПУСК 7

Дистанционное обучение: проблемы, поиски, находки

Организация дистанционного обучения

7
Автор: Полубабкина Анна Евгеньевна - методист, ГБПОУ «Чкаловский техникум транспорта и информационных технологий»
Категория: Технологии организации дистанционного обучения

Приоритетным проектом в области образования является «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в рамках реализации государственной программы «Развитие образования». ЦОС представляет единое электронное образовательное пространство России – платформу, сформированную в результате комплекса организационно-технических мер, обеспечивающих электронную среду для полноценного образовательного процесса и возможность доступа с любой точки планеты.

В условиях цифровой среды обучения у учащихся формируются многие важнейшие качества и умения, востребованные обществом XXI века и определяющие личностный и социальный статус современного человека: информационная активность и медиа грамотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность, воспитываются гражданское сознание и правовая этика.

Использование современных интернет технологий дает преподавателю возможность провести любое занятие на более высоком техническом уровне, будь это практическое занятие или лекционное. Учащиеся более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем.

Активное внедрение современных технических средств в систему образования, а также развитие сети интернет, коренным образом изменило подход к образовательному процессу. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.

Цель дистанционного обучения – предоставить обучающимся возможность получить достойное образование, которое позволит им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, поле взаимодействия – сеть интернет. Инструментами взаимодействия выступают дистанционные платформы и порталы, а средствами общения выступают мессенджеры.

В Чкаловском техникуме дистанционное обучение составляет   цифровую экосистему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.

Главная особенность дистанционного обучения в Чкаловском техникуме – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов, прохождение практики и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

О необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы:

  1. возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;
  2. проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;
  3. возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т.д.);
  4. обеспечение свободного графика обучения.

С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:

  1. формирование у обучающихся познавательной самостоятельности и активности;
  2. создание эффективного образовательного пространства;
  3. развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему профессионального образования города Чкаловск:

  1. обеспечение доступности образования для студентов, которые проживают в удаленных населенных пунктах;
  2. обеспечение доступности образования для детей, которые временно по каким-либо причинам не могут посещать техникум;
  3. возможность продолжения обучения при введении в техникуме карантина;
  4. обеспечение возможности получения дополнительного образования;
  5. возможность обучения по отдельным предметам с применением дистанционных технологий;
  6. получение доступа к обширной базе данных, что позволяет студентам более успешно подготовиться к аттестации.

К основным путям взаимодействия преподавателя и студентов в Чкаловском техникуме относятся:

  1. платформа moodle. Позволяет проводить лекции, видеоконференции, форумы и вебинары в прямом эфире. Также на данной платформе размещены материалы теоретических и практических занятий.
  2. Дневник.ру — цифровая образовательная платформа. Информирует студентов о предстоящих занятиях, а также домашних заданиях.
  3. Знаниум.com —  электронная библиотечная система. Позволяет как студентам, так и преподавателям подобрать и бесплатно воспользоваться актуальной учебной литературой.
  4. Соц.сети и мессенджеры. Позволяют в непринуждённой обстановке общаться преподавателям со своими студентами, обмениваться информацией.

Все формы дистанционного обучения можно задействовать для реализации различных образовательных программ:

  1. участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет-мероприятиях (интернет-фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т.д.);
  2. подготовка к экзаменам;
  3. осуществление проектной и исследовательской деятельности, а также ведение сетевых проектов;
  4. организация дополнительного обучения по «интересам».

В центре обучения находиться самостоятельная познавательная деятельность студента, а не сама дисциплина или способы ее преподавания.

В ходе обучения формируются способности по самостоятельному поиску информации и правильной ее обработке. При этом процесс самостоятельного приобретения знаний  носит не  пассивный характер, а, наоборот, сам студент с самого начала вовлечен в активную познавательную деятельность и не ограничивается только информацией, содержащейся в учебных материалах.

Применение новейших педагогических технологий, которые соответствуют специфике дистанционной форме обучения, максимальным образом способствуют раскрытию внутренних резервов каждого студента.

Обеспечивается активное взаимодействие студентов не только с преподавателями, но и другими участниками учебного процесса.

Система контроля имеет систематический характер и строится на основе оперативной обратной связи (предоставление консультаций в удобное время) и отсроченного контроля (например, при проведении тестирования).

Процесс создания дистанционных учебных курсов начинается с проведения глубокого анализа целей обучения, имеющихся дидактических возможностей, а также требований к технологиям дистанционного обучения. При этом учитываются ключевые компоненты деятельности педагога (изложение учебного материала, практика и обратная связь), сохраняют свою актуальность и в курсах дистанционного обучения.

Основная проблема в данном случае заключается в создании концептуального нового методического материала, который основывается на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний обучающихся.

Реализация системы дистанционного образования предполагает формирование нового педагогического состава с определенными навыками и умениями. Разумеется, определенные требования предъявляются и к авторам, которые создают курсы.

Список использованных источников

  1. Шарипов Фанис Вагизович, Ушаков Валентин Дмитриевич

Педагогические технологии дистанционного обучения, 2020 г., https://znanium.com/catalog/document?id=367504http://neorusedu.ru/

2. http://neorusedu.ru/

3. протехникум.рф

Организация дистанционного обучения

Категории