ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Модели дистанционного консультирования родителей с неорганизованными детьми дошкольного возраста с ОВЗ как одна из форм оказания ранней коррекционной помощи в рамках Консультационного центра ДОО

9
Автор: Архипова Юлия Дмитриевна, учитель-дефектолог ГБДОУ «Детский сад №17 «Ручеек»,г.Нижний Новгород
Категория: Веб-технологии в педагогической деятельности

На сегодняшнем этапе развития современного общества в России более 400 тысяч детей имеют особые образовательные потребности и нуждаются в инклюзивном образовании. Практика показывает, что коррекция данных нарушений у детей начинается только на этапе дошкольного возраста, после трех-пяти лет, а значит, упущен благоприятный (сензитивный) период развития детской психики.

В настоящее время в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования развиваются  инновационные формы предоставления образовательных услуг. Одной из таких форм является создание консультационных центров на базе ДОО для родителей (законных представителей), осуществляющих образование детей дошкольного возраста, в том числе и до трех лет, в условиях семейного воспитания, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

Ранняя помощь должна включать консультационные услуги семьям (в том числе в дистанционной форме) с целью формирования позитивных отношений с ребенком и содействия реализации индивидуальных программ ранней помощи в естественных для ребенка ситуациях.

С этой целью на базе нашего дошкольного образовательного учреждения №17 «Ручеек» Автозаводского района города нижнего Новгорода был создан Консультационный центр для родителей для оказания всесторонней помощи родителям и детям с ОВЗ, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в них(в соответствии с п.5. ст.28., п.3. ст.64 «Закон об образовании в РФ»).

Творческой группой педагогов (старший воспитатель, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, воспитатели), включённых в состав центра, был обозначен круг задач:

— максимально возможная ранняя диагностикаразличных отклонений в развитии ребенка и выявление потребностей его семьи;

— уменьшение временных границ начала образовательного процесса;

— обязательное вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс;

— использование онлайн и офлайн-консультирования.

Для выявления семей, нуждающихся в специализированной помощи, были размещены объявления о начале работы Консультационного центра в районной газете, детских поликлиниках, в дошкольных образовательных организациях, проведены Дни открытых дверей, размещена информации на официальном сайте ДОУ. Все услуги Консультационного центра доступны для всех семей, нуждающихся в помощи квалифицированных специалистов, и осуществляется на бесплатной основе.

Формируя социальный запрос, мы выявили, что основной контингент нашего Консультативного центра — это родители детей с инвалидностью, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, но обеспокоенные образованием своих детей.

Консультационный центр работает 1 раз в неделю по средам. Предварительная запись родителей на консультацию осуществляется по телефону, электронной почте или через обращение на сайт. В обращении родители обозначают круг проблем, который их волнует, определяется удобное для них время посещения. Администрация, исходя из заявленной тематики запроса привлекает к проведению консультации специалиста центра. Режим общения с семьей осуществляем в двух вариантах: онлайн (режим реального времени) и офлайн (режим непрямого общения).

При онлайн обращении в центр родителей специалисты проводят анкетирование, заполняют журнал консультаций, карты первичного обследования по результатам экспресс диагностик.

При офлайн обращении специалист обрабатывает запрос родителей по проблеме, подбирает нужный информационно-методический материал с рекомендациями и отправляет ответ по электронной почте. Зачастую при обследовании детей с ОВЗ требуется увидеть ребенка, поэтому специалист предлагает родителям воспользоваться Skype технологией. Специалист видит ребенка в естественной домашней обстановке, дает рекомендации и при необходимости приглашает посетить центр.

Выделим основные принципы использования Skype-консультирования:

  • интерактивность;
  • адаптивность;
  • модульность;
  • конфиденциальность;
  • оперативность и объективность оценивания.

Охарактеризуем целевую группу родителей использования Skype-консультирования:

  • семьи, которые прошли с ребенком процедуру первичного приема;
  • проведены первичные и, возможно, углубленные оценки развития ребенка;
  • семья не может приехать в ДОО по следующим причинам: низкое материальное обеспечение семьи, тяжелое состояние ребенка, семья имеет 2 и более детей, ребенок не переносит переездов на транспорте и некоторые другие;
  • проблема семьи обозначается родителями в беседе по телефону. Специалисты принимают решение;
  • помощь в проведении домашних развивающих сессий, рутин (специалисты наблюдают за процессом, беседуют с родителями и обсуждают дальнейший план).

Прогрессирующая статистика количества обращений родителей в наш центр за последние три года (2017 год- 68 обращений, 2018 год – 89 обращений, 2019 год – 143 обращения) говорит о потребности родителей детей с ОВЗ получить раннее консультирование, в том числе и в интерактивной форме, и раннее социально психолого-педагогическое сопровождение семьи. Наш многолетний опыт показывает: чем раньше выявлены нарушения в развитии ребенка, тем эффективнее помощь специалиста в преодолении этих нарушений. Ранняя помощь ребенку с ОВЗ создает реальные предпосылки решения важной социально проблемы – профилактики нарушений развития в дошкольном возрасте. А раннее профессиональное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, позволит если не полностью исключить, то значительно ослабить степень ограничений жизнедеятельности, получить в лице семьи надежного партнера в процессе дальнейшей реабилитации ребенка.

Таким образом, предлагаемая консультативная модель позволяет проводить консультации как очные, так и дистанционные, как в режиме онлайн (непосредственное общение в центре, либо через систему видеосвязи), так и в режиме офлайн (посредством переписки).

Список использованной литературы:

1.Майорова Т.А., Шмелькова  Н.В. Консультативные пункты как вариативная форма дошкольного образования. Методические рекомендации // Рязань. 2012

2.Кудрина Т.П., Серкина А.В. Дистанционное консультирование родителей в системе ранней помощи: из опыта работы // Дефектология. 2013. № 6. С. 60–70.

3.Методические рекомендации по организации ранней помощи (от 25 декабря 2018) [Электронный ресурс] // URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped /274 (дата обращения 07.12.2019)

Модели дистанционного консультирования родителей с неорганизованными детьми дошкольного возраста с ОВЗ как одна из форм оказания ранней коррекционной помощи в рамках Консультационного центра ДОО

Категории