ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Конспект занятияв подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ при речевой патологии «Звери наших лесов»

2
Автор: Юхманова Лидия Леонидовна, учитель-логопед ГБДОУ «Детский сад № 17 «Ручеек» г. Н.Новгорода
Категория: Неограниченные возможности

Коррекционно – образовательные задачи:

Обобщение  и  систематизация   знаний  о  диких  животных  наших  лесов,  их  внешнем  виде  и  образе  жизни.   Уточнение, активизация и актуализация словаряпо теме  «Дикие  животные  наших  лесов»  (лес,  тундра,   животное,  волк,  волчонок,    логово,  детёныш,   зимовать,  питаться,  шерсть,   линять;   дикий,  хищный,   осторожный,  опасный, умный,  хитрый).  Автоматизация   произношения   поставленных   звуков  в   речи.  

Коррекционно –развивающие  задачи:

Развитие  связной  речи   и  навыков   общения,  речевого  слуха,  общих  речевых  навыков,  памяти,  мышления,  артикуляционной  и  общей   моторики.

Воспитательные  задачи:

Воспитание  активности,   инициативности,   самостоятельности,  навыков  сотрудничества,   бережного   отношения   к  природе. 

Оборудовани:

Мультимедийный цифровой проектор, презентация «Волк»,  магнитная доска,  магниты,  предметные  картинки:   волки   серо – бурого,  серебристого  цвета,  собака,  коза,   ягоды,  щука,   пруд,   насекомые,  лось,   мышь,  Буратино,  лицо, змея,  берёза,   месяц,  задвижка.

Предварительная  работа.

Чтение  книг,  загадывание  и  отгадывание  загадок,   рассматривание  иллюстраций,  заучивание  стихов, просмотр  видео – фильмов,   телепередач  о  животных.  Посещение   с  родителями  зоопарков.   Разучивание   чистоговорки  со  звуком  [Л].

1.Организационный   момент.

Логопед.   Отгадайте   мою  загадку   и   тогда   узнаете,   о  ком   мы   будем  говорить сегодня.      

                                      Серовато,  зубовато,

                                      По  полю  рыщет,

                                      Телят,  ягнят  ищет.              /Волк/.

Дети.    Серый   волк.

Логопед.   Правильно,  сегодня   мы   будем  говорить  о  волке.

Посмотрите на экран – это волк, живущий в лесах нашей страны.

2.Основная   часть.

Логопед.   Какого   цвета   бывает  волк?

Дети.  1. Серо – бурый,   если  волк   живёт   в  серо – коричневой  тундре.

            2. На   серебристом  снегу  шерсть   его   серебристая,   на   фоне   берёзовых

                стволов   (чёрных  с  белым)   его   плохо  видно.

Посмотрите на экран – это среда обитания разных видов волков.

Логопед.   Какая   у  волка   шерсть   зимой?

Дети.   Шерсть  у   волка   зимой   густая,   тёплая.   Весной   волки   линяют.

Логопед.   Как   отличить   волка   от  собаки?

Дети.   У   собаки  хвост   закручен.   У   волка   хвост   припущен  вниз.   Если  хорошее настроение,   хвост   красиво  струится   по   горизонтали.  

Логопед.  Почему  волк   никогда   не   раскрывает   широко  пасть?

Дети.  У    волка   очень   узкие   челюсти.   Ест  он    очень  медленно.   Зубы  очень

            острые.      Он   может   зарезать   свою   добычу.

Логопед.    Что  такое  «наблюдательный»   прыжок?

Дети.   Лапы   у   волка    мощные.   На  них   он   может   подпрыгнуть   высоко  вверх

свечкой.

Логопед.  Что   вы   можете  сказать  о  ступнях   волка?

Дети.   Следы   ступней  спутать   с   собачьими   невозможно  (нельзя),    так   как

пальцы    собраны   вместе.     Но   главное —  величина.   В   зависимости  от

возраста   она   разная.    Чем   старше   волк,   тем   след   крупнее.

Логопед.     Где    живут   волки?

Дети.   Жильё     волки    роют   среди   корней.    Корни   —   каркас     для   логова.

Если  человек   потревожил   волчью   семью,    то   они     уходят   из   жилища  

            и   могут   поменять    2   —   3   раза.   Волки   заранее   ищут   запасные   логова,

            хорошо    запоминают   их.    Если   там,   где   родились    волчата,   стало

   опасно,  их   уносят   в   другое  место.

Логопед.   Почему   для   волков   важен  водопой?

Дети.   Волки    очень   много   пьют.   Если   нет    близко    воды,    волки    ходят   по

             ночам    даже   к   деревенским  прудам.

Логопед.  Какие   особенности   есть  у   волка?

Дети.   У   волка  есть   свои  особенности.   Человека   и   собак,   напавших    на

логово,   они   не   трогают.   Волчата,    защищаясь,   грызутся   с   собаками,   но

            родители   на   помощь    никогда   не   приходят.

Логопед.   Сколько   волчат   рождается  у   волчицы?

Дети.    У   волчицы   рождается    от    2   до   8   волчат.

Логопед.   Когда   начинается   жизненный   путь   волка?

Дети.   Жизненный   путь  волка   начинается  с  логова.    Волки   очень   хорошо

            относятся   и   к   своим,   и  к    чужим   детям.    Если   погибнут   родители,

 другие   волки   вскормят   и  научат   их   жить.

Логопед.   Какие     волчата    по   характеру?

Дети.    Волчата   очень  ласковые,   дружные,    между   собой  не   дерутся.

Логопед.    Как   относятся   волчата   и   волки     друг   к  другу?

Дети.   Волки   жалеют   собрата,   выражают   ему,   если  он   поранился,   сочувствие.

Логопед.   Без   чего   не   могут   прожить   волки?

Дети.   Волки   дня   не   могут   прожить   без   игры,   веселья.    Даже   отправляясь

на охоту,   волки    играют   по   дороге.    Их   игры   похожи   на   чехарду,  

            кошки – мышки.

Логопед.    Как   общаются   волки?

Дети.   В   конце   июня – начале  июля,   когда   на   небе   утренняя   или  вечерняя

заря,   волки   начинают   выть.    Это   слаженный   ансамбль.   В   этом   вое

любовный   и   дружеский  призыв,    накал   охотничьей    страсти,   траур   по

товарищу,   радость  общения.    Голос   у     волка   чистый   и   если   в   нём

  звучат   хрипловатые   нотки,   значит   это   вопль  отчаяния   и   одиночества.

             В повседневном  общении   у  волков   другой   «язык   звуков»:  рычанье,

 ворчанье,   откровенный   визг.

Логопед.  Как   мы   узнаем,   какое   настроение   у   волка?

Дети.   Откровенный   зевок – признак   хорошего   настроения.    Задние   лапы

   скребут   землю,   значит   что – то   волку   не   нравится   (презрение).

Логопед.   Что   умеют   волки   делать,  как   люди?

Дети.  1.  Волки   умеют  улыбаться.    Улыбка   разная:   нежная,   общительно –

весёлая,хитроватая,     откровенная,    застенчивая.    Улыбка  —   это

выражение   лица,    признак   богатства   эмоций,   ума.

2. Волки   умеют   быстро   понимать   (и   перенимать!)   человеческие

                 интонации   и   действия:   например,   отодвигать   задвижки  на  дверях.

             3.  Волки   ответственны,   престижны   и  властны.

Логопед.  Что   мы   можем   ещё   сказать   о   волке?

Дети.   Волк   осторожный,   умный,   умеющий   быстро   бегать,   лучше   других

прятаться   в   самые    непроходимые   чащи.

Логопед.   Какой   вред   приносят  волки   людям?

Дети.   Волки   нападают   на   домашних   животных   и   бывают   очень   жестоки:

вместо   одной  овцы,   которую   могут   унести,   гонят   и   на   бегу   режут 

 десять.   Люди   всех   растасканных   по   лесу    зарезанных     овец    не

соберут,   а   волки   их   под   снегом   потом  найдут   и   будут   сыты

долго.

Логопед.   Какую   пользу   волки   приносят   людям?

Дети.   1.  Волк – главный   куратор    леса,   тундры,   степи.    Стая   волков   нападает

и  может   догнать  только  слабого   и   больного   оленя.   Даже   оленёнок,     

если   он   здоров,   бегает   быстрее   волка. 

             2. Если   нет   крупных   животных,   волки   едят   мелких   грызунов   —

  вредителей   сельского   хозяйства.   Он  ловит   щук   весной   в  протоках

рек,    а   иногда   даже   ест    ягоды    и   насекомых.   Волк  —   не

требовательный   зверь.     Хищники   оздоравливают   обстановку   и

приносят   пользу   людям.

Логопед.   Что   нужно   делать,   чтобы   волк   не   исчез?

Дети.   Чтобы  волк   не   исчез,   как   сумчатый   волк,   его   нельзя    истреблять.

Физкультминутка.

Ла – ла – ла – волка    укусила   пчела

Ло – ло – ло – волк  живёт   в  логово

Лы – лы – лы – волки  очень  сильны

Лу – лу – лу —  я   вижу  пчелу

Ол – ол – ол – в  лесу  живёт   волк

Ыл – ыл – ыл – в  лесу  волк  выл

Ул – ул – ул –на   пастбище  пасётся   мул

Ал – ал- ал- в  Австралии  живёт   шакал

Ла – ла – ла – я  вижу  волка   и  слона

Ло – ло – ло – я  вижу  волчье   логово

Лу – лу – лу –волк   бежит  к  волу

Лы – лы – лы – волки  очень  умны

Ол – ол – ол – от   волка   убежал   вол

Ал – ал – ал – волк  добычу  поймал

Ул – ул – ул — — в  логове   волк  уснул

Ыл – ыл- ыл — волк   корм   добыл

Ул – ул – ул —   на   пастбище   пасётся   мул

Ал – ал – ал – в  Австралии  живёт   шакал

Дети с логопедом составляют план рассказа.

Где живет волк?

Чем питается волк?

Что очень важно для волка? (водопой)

Кем является волк? (главным куратором леса)

Что может волк перенимать от человека? (человеческие  интонации   и   действия:   например,   отодвигать   задвижки   на  дверях)

Как вы относитесь к волку?

Вызванный ребенок составляет рассказ о волке

3. Подведение    итогов.

Показ видеоролика о жизни волков в дикой природе.

Конспект занятияв подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ при речевой патологии «Звери наших лесов»

Категории