ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Использование интерактивных технологий В образовательном процессе ДОО

13
Автор: Потапова Марина Александровна,заведующий Дмитриева Светлана Петровна, заместитель заведующего по ВМР МАДОУ «Детский сад № 435», г. Нижний Новгород
Категория: Организация и развитие современной образовательной среды детского сада

Аннотация. Значение и возможности использования интерактивных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения для реализации ООП.

Ключевые слова: интерактивное оборудование; развивающие пособия; блоки Дьенеша; палочки Кюизенера; мнемотехника.

Наше дошкольное учреждение начало оснащение образовательной среды интерактивным оборудованием в 2014 году.

Сначала интерактивные доски приобретались в те группы, где хотя бы один из воспитателей владел компьютером, умел создавать презентации, записывать видео. Одновременно мы направили на курсы компьютерной грамотности воспитателей, которые имели низкий уровень ИКТ – компетентности. Для более «продвинутых» педагогов организовали обучение по использованию SMART – технологий, где их обучали работать с интерактивными досками.

В настоящее время все группы дошкольного возраста оборудованы интерактивными досками, а группы раннего возраста и кабинеты специалистов интерактивными панелями.

За время работы с интерактивным оборудованием мы убедились, что оно значительно расширяет возможности образовательного процесса и для ребёнка, и для педагога. Его использование в работе с дошкольниками позволяет сделать процесс обучения более наглядным, доступным, обеспечивает компактность хранения материалов, быстроту их поиска и доступа к ним.

Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Они позволяют адаптировать материал под уровень знаний и возможности детей.

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать в образовательный процесс ДОО многие виды информации: презентации, фильмы, обучающие программы.

Широкий спектр мультимедийных ресурсов и интерактивных развивающих пособий позволяет организовать работу с детьми всех возрастов по основным направлениям развития ребенка, определённым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Мы используем в работе интерактивное развивающее пособие «Дошколка». Оно включает в себя 8 блоков (дисков с программным обеспечением). В пособии представлено более 1 000 заданий и 425 игр по познавательному и речевому развитию, предусмотрен диагностический материал.

Использование интерактивного оборудования позволяет каждому педагогу самостоятельно моделировать занятие, учитывая возраст детей и их уровень знаний. А представлять информацию можно в различных формах:

  • изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
  • звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
  • видео, сложные видеоэффекты;
  • анимации и анимационное имитирование. 

Воспитатель имеет возможность выбрать сюжет, героев, их действия, подобрать для детей задания с разной степенью сложности, предусмотреть индивидуальную и групповую работу. А какую радость и гордость испытывают дети, когда в ответ на их правильное решение звучат звуки фанфар или взлетает сноп салюта.

Интерактивное оборудование успешно применяются воспитателями в работе с блоками Дьенеша. Они развивает у дошкольниковлогическое мышление, комбинаторику, аналитические способности, формирует начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи. Представление материала на интерактивной доске позволяет воспитателю перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие. Дошкольник имеет возможность работать в паре со сверстником или со сказочным героем, давать им задания и проверять их. У ребенка развивается положительная мотивация обучения.

Используется интерактивная доска и при работе с палочками Кюизенера. Как показывает опыт работы, выполнение заданий на интерактивной доске стимулирует ребенка к сложным математическим действиям, помогает ему связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности. В силу своего размера, набор палочек Кюизенера предполагает индивидуальную работу с детьми, однако, интерактивная доска позволяет воспитателю демонстрировать задания и способы их выполнения сразу для подгруппы детей. А возможность самостоятельно манипулировать объектами (палочками) на экране надолго привлекает внимание детей, активизирует их и усиливает эффективность усвоения материала.

Интерактивная доска помогает моделировать ситуации, которые сложно пронаблюдать и обыграть с помощью традиционных форм обучения. Именно поэтому она применяется при работе дошкольников по мнемотехнике. Дети активно участвуют в создании мнемодорожек и мнемотаблиц, имеют возможность комбинировать символы и знаки в режиме реального времени. Работая с интерактивной доской, дети активно обсуждают результаты работы, помогают друг другу исправить неточности и ошибки, решают изобретательские задачи игрового, сказочного, этического характера.

Активно используется интерактивное оборудование в работе с детьми с ОВЗ —  оно обеспечивает индивидуализацию обучения, позволяет каждому ребенку выполнять задания в удобном для него темпе: компьютер терпелив и ждет, пока ребенок сам придет к правильному решению. Интерактивная панель «Робик» дает возможность специалистам (педагогу-психологу и учителю-логопеду) подобрать наиболее эффективные способы подачи материала для каждого воспитанника. Учитывая особенности детей с ОВЗ, педагог может вносить изменения прямо во время занятия, предусмотреть несколько вариантов заданий и способов их выполнения. Ребенок и сам может выбрать ситуацию и способ действия для применения полученных навыков.

Установленное специализированное программное обеспечение помогает педагогу-психологу и учителю-логопеду с помощью игр разной степени сложности стимулировать у детей умственную и творческую деятельность, развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу, восстанавливать психо — эмоциональный баланс ребенка.

Интерактивное оборудование позволяет организовать мониторинг достижений детей с учётом их индивидуальных особенностей по всем сферам развития дошкольников.

Результаты диагностики в нашем дошкольном учреждении ежегодно показывают положительную динамику по всем образовательным областям. Значительно расширились возможности предъявляемого познавательного материала, повысилась мотивация детей к овладению новыми знаниями.

В дошкольном учреждении создан каталог авторских мультимедийных презентаций, разрабатываются методические рекомендации по использованию интерактивных технологий. Педагоги активно делятся своим опытом на Российских образовательных онлайн-платформах.

         Учитывая потребности общества в информационных услугах и скорость изменения и обновления информации, дошкольное учреждение планирует заменить настенный стенд сенсорной информационной панелью, которая обеспечит доступ родителям в компактной и удобной форме ко всей необходимой информации об учреждении.  

         Чтобы сделать образовательную среду более комфортной для малышей с ограниченными возможностями здоровья, мы будем приобретать интерактивную песочницу. Она поможет ребенку с ОВЗ развивать мелкую моторику рук, зрительную память и реакцию, обучиться сенсорному восприятию и коммуникативным навыкам. 

Разумно организованная и современная интерактивная среда нашего дошкольного учреждения дает каждому ребенку возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность и утверждать себя как активного деятеля.

Список источников:

  1. Бойко Е. В. Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1765/ (дата обращения: 29.10.2019).
  2. Бурцева Г. Обучить с помощью электронных средств: это возможно! / Г. Бурцева  — URL http://pedsovet.su/publ/26-1-0-739. (дата обращения: 10.01.2010)
  3. Галишникова Л. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения / Л. Галишникова // Учитель№ 4. – 2007. — С. 8-10.
  4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2003
Использование интерактивных технологий В образовательном процессе ДОО

Категории