ВЫПУСК 7

Дистанционное обучение: проблемы, поиски, находки

Использование дистанционных технологий в преподавании правовых дисциплин

6
Автор: Якунина Елена Евгеньевна, преподаватель правовых дисциплин ГБПОУ "Нижегородский строительный техникум", г. Нижний Новгород
Категория: Технологии организации дистанционного обучения

Когда несколько лет назад в Нижегородском строительном техникуме запустили пилотный проект «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование», я, как преподаватель со стажем, была настроена настороженно, очень переживала, что не смогу освоить технические премудрости. В 2018 году Нижегородский строительный техникум стал инновационной площадкой ГБПОУ ДПО НИРО по разработке и адаптации методического обеспечения подготовки квалифицированных кадров по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции на основе применения дистанционных технологий.  И чтобы соответствовать новым заявленным руководством техникума требованиям, необходимо было, в кратчайшие сроки, освоить новые для себя компетенции, пройти курсы повышения квалификации на различных платформах: ГБПОУ ДПО НИРО, ООО «Центр развития педагогики» АО «Академия «Просвещение», ЭБС «ЛАНЬ»; проанализировать научно-методическую, психолого-педагогическую, правовую литературу по использованию дистанционных технологий обучения для активизации познавательной деятельности студентов на учебных занятиях «Правового обеспечения профессиональной деятельности».

В течение двух лет шла работа по разработке дистанционного курса по учебному предмету. Вынужденная самоизоляция в период пандемии только ускорила этот процесс.

На сегодняшний день можно говорить о создании учебно-методического комплекса дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»:

  • разработаны учебные пособия, учебная программа, а также игровые, проблемные и проектные упражнения в дистанционном формате;
  • создана и апробирована на практике дистанционная технология разработки учебных, учебно-методических материалов дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», которая может быть применена в процессе подготовки специалистов в различных профессиональных сферах;
  • разработаны методические рекомендаций для обучающихся по освоению учебного материала в дистанционном формате;
  • разработана собственная система оценивания в онлайн и офлайн-режиме, система организации контроля результатов освоения учебного материала в дистанционном формате;
  • создана и апробирована система проведения онлайн-экзамена;
  • накоплен опыт в системе дистанционного обучения (ДО) LMS Moodle, платформы Zoom для индивидуального консультирования;
  • апробирован системный подход к внедрению модели частичного использования ЭО и ДО, путем чередования аудиторных и внеаудиторных занятий;
  • осуществлен практический выход использования дистанционных образовательных технологий через организацию конференций, фестивалей, недели общественных дисциплин, правовой культуры.

 Исходя из моего опыта работы в системе дистанционного обучения, могу сказать, что для получения успешного результата главным в этой системе является высокая мотивация обучающегося на «добывание знания», — это первое, что должно быть сформировано у студента. Обучаясь дистанционно, студент лишен преподавателя, который, находясь рядом, обязательно бы подсказал, направил, если надо – заставил. В нашем случае в техникуме мы изучаем тему урока, дома на платформе Moodle студенты изучают дополнительную литературу по теме, выполняют онлайн тесты.  

Меня как преподавателя радуют новые возможности обучения студента в системе ДО:

  • не только расширение диапазона знаний, но и возможность сравнения уровня знаний студентов параллельных групп (олимпиады, конференции и т.д.);
    • диалог с другими обучающимися (форум);
    • создание собственной образовательной траектории обучения;
    • выбор индивидуальной траектории обучения;
    • непрерывное обучение (независимо от болезни, участия в соревнованиях и т.д.);
    • быстрый доступ к различным источникам информации с оперативной передачей любого ее объема и вида (визуальной, звуковой, динамичной, текстовой, графической) на любые расстояния;
    • осуществление контроля с обратной связью, диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
    • осуществление самоконтроля и само коррекции результатов;
    • визуализация учебной информации в процессе, в том числе, скрытом реальном мире;
    • проведение практических работ в условиях имитации в образовательном ресурсе реального опыта (уровень микромира);
    • комфортность условий для творческого самовыражения.

Все эти положительные стороны ДО позволяют формировать моим студентам ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, проблемную, кооперативную.

Эффективность освоения учащимся дистанционного курса по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» обусловлена тем, что каждый интернет-урок содержит следующие учебные материалы:

  • методические рекомендации для обучающегося по освоению учебного материала;
    • систему открытого планирования всех тем и разделов урока;
    • последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;
    • терминологический словарь;
    • мультимедийные объекты: видео- и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные карты;
    • интерактивные тесты;
    • тренажеры по решению правовых задач;
    • практикум удаленного доступа;
    • комплексные домашние задания и творческие работы;
    • справочники;
    • богатый иллюстративный материал;
    • архивную и энциклопедическую информацию;
    • библиографические ссылки.

Дистанционный курс «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» ориентирует студента не только на достижение высокого уровня освоения учебного материала, но и развитие у него таких навыков, как:

  • умение ставить учебную цель,
  • сформулировать информационный запрос,
  • найти адекватные источники информации,
  • грамотно извлекать информацию,
  • владеть приемами просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения;
  • использование приобретенной информации и знаний, выработанных на ее основе в собственной письменной речи,
  • развитие визуальной, двигательной и словесно-логической памяти.

Этому способствует методика работы обучающихся с дидактическими блоками интернет-уроков на каждом занятии, неважно, в каком формате оно проходит. Накопленный ресурс активно применяется мною и при очном обучении. Для меня очень существенной является возможность создавать ситуацию успешности для каждого студента. В условиях дистанционного образования это достигается путем предоставления обучающемуся права осваивать учебное занятие заново с условием ротации тестовых заданий. Таким образом, студент может достичь того уровня освоения учебного материала, на который он претендует, будучи при этом адекватно оцененным.

Специфика дистанционного обучения учебному предмету «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» позволяет применять методики, отличные от пассивных, — методики активные и интерактивные, определяемые, в частности, потенциалом дисциплины и важностью задач социализации обучающихся, которые способствуют развитию умений находить, получать и анализировать информацию, делать выводы и принимать на их основе решения. 

Мнения обучающихся:

1. Финкельштейн Екатерина 4 курс, специальность 07.02.01 Архитектура: «Я считаю, что ДО представляет много возможностей как для дальнейшего поступления в ВУЗ, так и для получения дополнительной информации в интересной и нужной мне области знаний. Работать с компьютером всегда интересно, а в платформе Moodle — тем более»

2. Джабраилова Диана 4 курс, специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений: «Узнаешь много нового, учишься в удобное для себя время, как только перестаешь учиться, сразу получаешь письмо от преподавателя. И сразу понимаешь — ты на контроле. Твоя учеба всегда в поле зрения, о тебе заботятся. Здорово, что дистанционное обучение появилась в моей жизни»

Накопленный в системе дистанционного обучения опыт позволил мне понять, что инновационные формы организации образовательного процесса не только облегчают усвоение учебного материала, но и предоставляют новые возможности для развития творческих способностей студентов, постоянно стимулируя их личностный рост. Также дистанционные технологии помогают и мне  повысить качество образования по учебному предмету, сформировать универсальные учебные действия в современной цифровой коммуникационной среде.

Список использованных источников

  1. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие: Логос. —  М., 2006.
  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. —  М.: Народное образование, 2005.
  4. Дистанционное обучение http://www.weblearn.ru/index.php?option=com_content &vie=article&id= 12&Itemid=17
  5. Дистанционное образование: плюсы и минусы http://dtraining.web-3. ru/introduction/okandbaddo/  
  6. Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации http://www.openclass. ru/node/289858 
  7. Краткая история дистанционного образования http://xreferat.ru/71/5846-1-kratkaya-istoriya-distancionnogo-razovaniya.html
  8. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/pr4452-1.htm 
Использование дистанционных технологий в преподавании правовых дисциплин

Категории