ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

Интерактивные игры в детском саду

8
Автор: С. В. Десятова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 33 «Золотая рыбка»», г. Кстово
Категория: Информационно-коммуникационные технологии в обучении и воспитании

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от того, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования.

Включение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации – одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Именно поэтому интерактивное обучение – чрезвычайно востребованная форма организации познавательной деятельности. Суть его состоит в том, что все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Внедрение интерактивных технологий в работу с дошкольниками осуществляется постепенно, с учетом их возрастных особенностей. Их применение осуществляется с помощью мультимедийных установок в наиболее простой, познавательной и привлекательной форме игры.

Основным направлением в работе с ИКТ для воспитателя является освоение материала дошкольниками. Работа с интерактивной доской Smart Board помогает по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические и коммуникативные игры и упражнения, придумывать проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графики, цвета, звука, видеоматериалов) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Дети могут не только играть и выполнять различные задания, но также создавать свои собственные программы и игры. Игровые компоненты, включенные в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность и усиливают эффективность усвоения материала. Кроме того, данная технология позволяет совершать виртуальные путешествия и проводить интерактивные занятия.

На протяжении длительного времени в МБДОУ «Детский сад №33 «Золотая рыбка» г. Кстово ведется работа по внедрению информационных технологий в образовательный процесс детского сада.

В течение последних трех лет при проведении НОД по о/о «Коммуникация» активно используется интерактивная доска (ИД).

В своей работе я в первую очередь исхожу из перспективного плана, темы и целей занятий. Далее рассматриваю возможность максимального использования данных интерактивной доски. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.

С помощью интерактивной доски я устраиваю:

— соревнования.

Педагог показывает детям картинки и просит найти 10 отличий. Кто первый поднимет руку – тот имеет право первый назвать отличие и обвести его;

— соответствие.

Педагог дает детям тест на развитие памяти. Дети подходят к интерактивной доске, выполняют задания, затем педагог показывает всем результаты, обсуждают ошибки;

-перетаскивание.

Воспитатель предлагает детям собрать гусеничку, причем цвета должны повторяться в определенном порядке, или собрать домик из деталей определенной формы и цвета, либо собрать фигурки в ведерки, или собрать только овощи, съедобное – несъедобное и т.д., в общем, задания с перетаскиванием ограничиваются только вашей фантазией;

— графические работы.

Включают в себя всевозможные задания, включающие в себя соединение по точкам, лабиринты, головоломки, штриховки, графические диктанты.

Все задания выводятся на доску в форме презентации. Я использую различные задания в образовательной деятельности детей, практически во всех познавательных областях: окружающий мир, математика, развитие речи, конструирование, музыкальное и др. Также сверху можно наложить звук и анимационные эффекты. Детям будет еще интересней!

— Четвертый лишний.

Формирует у детей умение находить четвёртый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

— Тематические викторины;

— Игры на развитие речи и т.д.

Могу сказать, что активное использование интерактивной доски в моей группе не только повысило образовательный процесс, но и снизило ажиотаж действий на ней. То, что сначала дети рвались играть, лишь бы потрогать, подвигать, порисовать, сменилось осознанным выбором игры.

Итак, основные преимущества работы с интерактивной доской:

  • углубляет подачу материала;
  • помогает педагогу постоянно взаимодействовать с детьми;
  • электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные;
  • позволяет более глубоко воспринимать материал за счет увеличения количества иллюстративного материала;
  • развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей;
  • дошкольники начинают усваивать более сложную информацию за счет более ясной и динамичной подачи материала.

Использование интерактивной доски позволяет:

  • экономить  время;
  • повышать доступность информации;
  • усиливать наглядность и «яркость» обучения;
  • развивать творческие способности детей;
  • сохранять заметки в виде файлов на персональном компьютере для последующей раздачи материалов каждому ребенку; все рисунки, сделанные маркером на доске, также можно распечатать.

Работа с интерактивной доской детьми включает в себя:

  • собственно работу детей у доски;
  • познавательную беседу;
  • игру;
  • гимнастику для глаз и др.

Продолжительность непрерывной работы интерактивной доски должна составлять 10–15 минут.

Как известно, ведущая деятельность в детском саду – это игра. ИКТ позволяют проводить с воспитанниками интерактивные игры, которые являются:

  • одновременно развлекательным и полезным видом деятельности во время занятий: дети с удовольствием выполняют интерактивные задания, упражнения, усваивая и закрепляя пройденный материал;
  • дополнением к огромному спектру игр, в которые играют дошкольники: настольные, предметные, ролевые, сюжетные и др.;
  • дополнительным бонусом во время групповых и индивидуальных занятий.

Преимущества применения интерактивных игр с позиции педагога:

  • активизируют коррекционную работу;
  • создают учебную ситуацию, в которой деятельность детей реализуется в игровой форме;
  • обеспечивают быстрый доступ к различным тренажерам, необходимым для отработки умений и навыков, а также закрепление пройденного материала в игровой форме;
  • обладают высокой скоростью обновления дидактического материала на экране, что экономит время на занятии;
  • реализуют социальный заказ, обусловленный информатизацией современного общества;
  • расширяют творческие возможности педагога.

Преимущества использования интерактивных игр с позиции ребенка:

  • позволяют включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной;
  • повышают мотивацию к обучению, активизацию непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогают развитию произвольного внимания;
  • развивают мелкую моторику детей благодаря управлению «волшебным фломастером», указкой;
  • повышают самооценку ребенка через систему поощрений, возможность исправить недочеты самостоятельно;
  • формируют активную позицию за счет представления себя в новой роли;
  • побуждают дошкольников к познавательной деятельности;
  • расширяют объем получаемой информации;
  • формируют навык самостоятельной продуктивной деятельности;
  • развивают такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость.

Правильное использование в воспитательном процессе различных технологий для развития воспитанников позволяет повысить уровень их наблюдательности, внимания, речи и мышления. Все подобранные материалы демонстрируются при помощи медиатехники и делают образовательную деятельность более яркой, запоминающейся и динамичной, что позволяет заинтересовать дошкольника, помогает познавать изучаемый объект, развивать объемные и точные представления. Все это способствует формированию мотивации к обучению, активизации познавательной деятельности, повышению качества понимания детьми программных материалов.

Неотъемлемой частью работы воспитателя является взаимодействие с родителями. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет сократить время подготовки к родительским собраниям, расположить родителей к общению. Родители могут наблюдать за воспитательно-образовательным процессом в ДОУ. В нашей группе для удобства взаимодействия с родителями функционирует специальный уголок, где размещены актуальные материалы. Кроме того, родители имеют возможность зайти на сайт детского сада, где могут получить любую интересующую их информацию о работе организации, а также консультацию специалистов. Помимо этого, общение с родителями происходит через мессенджер «Вайбер», а в социальной сети «В контакте» создана страничка нашей группы.

У каждого воспитателя имеется персональный сайт, благодаря которому родители могут узнать о самом педагоге, его достижениях, а также заполнить анкету и получить много полезной информации о воспитании ребенка https://miheeva861.wixsite.com/miheeva .

  В нашей группе первой реакцией детей  на интерактивную доску был ярко выраженный интерес. Изменения элементов экрана при прикосновениях рук выглядят очень эффектно. Детям нравится «передвигать» пальцем предметы, строить из набора геометрических фигур различные предметы и схемы к играм, писать маркерами, стирать с доски. Наглядность электронных интерактивных досок позволяет сосредоточить и удерживать внимание воспитанников. Даже одного увиденного детьми изображения достаточно, чтобы началась дискуссия. Особенно это ценно для работы с непоседами.

  Мы отмечаем преимущества для разных видов деятельности в детском саду: Ознакомление с окружающим миром, ФЭМП, Развитие речи, Подготовке к обучению грамоте, Художественно-эстетическое развитие, а также интерактивная доска используется на занятиях по физической культуре. При работе с интерактивной доской снижается утомляемость  детей, так как познавательный материал, предъявляемый детям, отличается наглядностью, яркостью образов. Внимание детей становится более   концентрированным.

  И если в начале года:

— дети были менее активны во время непосредственно организованной деятельности

— мотивация к познавательной деятельности была понижена

— не развиты определённые навыки работы на компьютере

— узкая возможность или полное отсутствие доступа к информационным ресурсам

— малая активность и любознательность дошкольников

  Благодаря интерактивной доске к концу года удалось:

— привлечь пассивных детей к активной деятельности;

— сделать НОД более наглядными, интенсивными;

— активизировать познавательный интерес; любознательность дошкольников

— активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

— реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

— расширились для детей рамки возможности доступа к информационным ресурсам;

— появились определённые навыки работы на компьютере;

— значительно повысились творческая фантазия и воображение.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольной организации необходимо для создания развивающей предметно-пространственной среды, актуализации познавательной и воспитательной деятельности, повышения интереса детей к приобретению новых знаний, то есть является обогащающим и преобразующим фактором повышения качества воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Список использованной литературы

1. Микляева, Н. В. Инновации в детском саду: пособие для воспитателей / Н. В. Микляева. — М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Нечаев, М. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования / М. Нечаев, Г. Романова. — М.: Перспектива, 2014.

3. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб, пособие/ А. II. Панфилова. — М.: Академия, 2013.

4. Педагогика: учебник для педагогических учебных заведений / В. В. Краевский [и др.|; под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2004.

5. Полам, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб, пособие / Е. С Полат. — М.: Акадмия, 2010.

Интерактивные игры в детском саду

Категории