ВЫПУСК 6

Дидактика в разрезе цифровой трансформации

ИКТ и робототехника как средство развития информационной культуры у младшего школьника

7
Автор: Е.А. Чугрова, (преподаватель, ГБПОУ Нижегородский Губернский колледж) А.С. Каманина, С.А. Монахова (студентки группы 346 б, ГБПОУ Нижегородский Губернский колледж) Россия, г. Нижний Новгород
Категория: Робототехника

Краткая аннотация:  в статье рассмотрено понятие информационной культуры младшего школьника. Предложены средства для формирования информационной культуры у младшего школьника

Ключевые слова: информационная культура, младший школьник, информационно-коммуникационные технологии, робототехника.

Общество XXI века часто называют информационным. Из-за быстрого развития компьютерных технологий в настоящее время стало реальностью то, что могло казаться невероятным несколько лет назад. Сейчас люди имеют практически из любой точки земли доступ к самой различной информации, могут обмениваться мгновенными сообщениями и общаться в режиме онлайн по видео связи. Но для правильного использования такого большого объёма информации необходимо владеть определенной культурой  для отбора необходимой информации.

Большое значение вопросам информационной культуры уделяли: Зубов Ю. С., Ершов А. П., Гендина Н. И., Стародубова Г. А., Лисина Е. А., Скворцов Л. В., Зиновьева Н. Б., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Колин К. К.

Н. Б. Зиновьева под информационной культурой личности понимает гармонизацию внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации. [1]

Информационную культуру можно определить разными параметрами:

  • умением формулировать потребность в информации;
  • знанием источников информации и умением их использования;
  • умением правильно преобразовывать информациюдля получения качественно новой.

В ФГОС НОО информационная культура младшего школьника рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов образования, её формирование предполагается на всех учебных предметах и во внеурочной деятельности. Основными составляющими умениями информационной культуры детей являются: поиск информации; запись, фиксация информации; представление и обработка данных; структурирование информации, ее организация с помощью компьютера и т. д.

Знакомство учащихся начальной школы с компьютерной техникой – важный этап формирования информационной культуры у современного младшего школьника.

Важным компонентом понятия «информационная культура» является информационная грамотность. Информационная грамотность трактуется Днепровской Н. [1] как комплекс навыков, которые требуются для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь её найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.

Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура личности» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный процесс взаимодействий человека и информации. В составе объёма обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, до досуговой или иной деятельности.

В курсе информатики начальной школы с помощью развивающих компьютерных моделей ученики младших классов могут познакомиться с устройством компьютера, овладеть основами алгоритмизации, получить представления о современных информационных и коммуникационных технологиях.

Современные образовательные технологии позволяют создать эффективную информационно-деятельностную среду, способствующую развитию информационной культуры школьника. Использование ИКТ позволяет более активно включать учащихся в проектную деятельность. Так, например, в рамках изучения курса информатики по программе А. В. Горячева предусмотрено создание проектов практически к любой теме. Дает возможность осуществлять дистанционное образование учащихся начальных классов. В целом ряде случаев (удаленность от образовательного учреждения, состояние здоровья и т. п.) эту возможность трудно переоценить. Использование ИКТ позволяет эффективно осуществлять самообразование и саморазвитие, что является важной составляющей профессиональной деятельности каждого современного педагога.

Робототехника–это учебный предмет нового типа, в рамках которого у обучающихся формируются универсальные метапредметные учебные действия в области информатики,математики, технологии, способствующие развитию научно-технического творчества.

На что направлены занятия робототехники в начальной школе?

⎯       развитие способностей детей к наглядному моделированию;

⎯       развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;

⎯       развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

⎯       развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

⎯       формирование навыков творческого мышления; ознакомление с окружающей действительностью; 

⎯       формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора. [3]

Робототехнику можно широко использовать при организации как учебного процесса, так и внеурочной деятельности. Образовательную робототехнику можно также применять на уроках информатики, биологии, физики, технологи и других предметах как ограниченно (демонстрации, наблюдения), так и при изучении отдельных тем по предмету.

Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности в школе  позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Используя конструктор для решения учебных задач и компьютер для программирования механизма, младший школьник не только занимается конструктивной и проективной деятельностью, но и привыкает к использованию компьютера в учебных, а в дальнейшем, и профессиональных целях, что, несомненно, формирует аспекты информационной культуры.

Библиографический список:

  1. Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб.пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И. И. Горловой; Краснодар. гос. акад. культуры. – Краснодар, 1996. – С. 141.
  2. Магомеддибирова З.А., Альбекхаджиева З. К вопросу о формировании информационной культуры младших школьников // МНКО. 2018. №5 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-informatsionnoy-kultury-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 28.12.2019).
  3. Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Легоконструирование и робототехника» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/11/09/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-dlya-1-4-klassov (дата обращения: 04.03.2018).
  4. Уразова А. В. Информационная культура личности и информационная культура общества в России // Наука. Инновации. Технологии. 2010. №71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-lichnosti-i-informatsionnaya-kultura-obschestva-v-rossii (дата обращения: 28.12.2019).
  5. Шарапов В.Н. Информационные технологии в процессе обучения младших школьников // Наука и школа. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-protsesse-obucheniya-mladshih-shkolnikov-1 (дата обращения: 28.12.2019).
ИКТ и робототехника как средство развития информационной культуры у младшего школьника

Категории