ВЫПУСК 7

Дистанционное обучение: проблемы, поиски, находки

Дистанционное обучение: проблемы, поиски, находки

70
Автор: Климова М.Н., психолог, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»
Категория: Топ публикации

Distance learning: problems, searches, finds

Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты с помощью средств интернет — технологий или других средств, предусматривающих интерактивность [5].

Наиболее предпочтительными являются технологии видеоконференций в режиме реального времени, для этого очень удобно использовать такие онлайн — платформы, как Zoom, РЭШ, Фоксфорд для проведения онлайн уроков и консультаций для обучающихся и их родителей[3].

Суть дистанционного обучения – развитие способностей к самообучению. Что, в принципе, никак не противоречит ФГОСам нового поколения.

Конечно, дистанционное обучение имеет ряд недостатков и требует доработки, а именно:

— отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем, а когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения — сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся;

— необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, необходимость постоянного доступа к источникам информации, нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;

— проблема подтверждения личности пользователя при проверке знаний — невозможно сказать, кто на другом конце провода. Эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения. Поэтому, стараясь компенсировать этот недостаток, учебные заведения, практикующие ДО, включают в программу и обязательную очную сессию, которую обучающиеся ДО сдают, например, в компьютерном классе;

— необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий, так как для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося;

— обучающиеся ощущают недостаток практических занятий, отсутствует постоянный контроль над обучающимися;

— высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения;

— недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения;

— обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много, мало методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения;

— проблема поиска специалистов, требуется высокая квалификация разработчиков — для создания качественного учебно-материального обеспечения ДО необходимы совместные усилия специалиста — предметника, художника, программиста методиста, знакомого с интернет-технологиями, технологиями других электронных изданий, компьютерными коммуникациями, а также с современными педагогическими, психологическими теориями, современными педагогическими технологиями;

— преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь на расстоянии определять психологический настрой и психологические особенности своих учеников, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, сдерживать пыл экстравертов и т.д. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях, все это требует от педагога достаточно сложных знаний и умений, специальной и достаточной подготовки;

— недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения — содержательную основу курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий [4].

У дистанционного обучения есть и свои достоинства:

— технологичность — обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным; новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.

— доступность и открытость обучения — возможность учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет, не покидая свой дом или офис; это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью, при этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни;

— дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь, за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов; «дистанционные» обучающиеся больше времени занимаются самостоятельно, и учебное заведение экономит на зарплатах преподавателей;

— дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, оно более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы; интенсивность и продолжительность занятий тоже можно регулировать самостоятельно, и это тоже немаловажно; учащийся изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, что гарантирует более глубокие остаточные знания, такая система обучения заставляет ученика заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования;

— дистанционное обучение, в первую очередь, может быть удобно людям, страдающим физическими недугами, которые не позволяют им посещать занятия в «реальных» классах, пенсионерам и инвалидам, современные технологии ДО позволяют им изучать любой предмет, не покидая собственной комнаты (и не вставая с инвалидного кресла). По состоянию здоровья ограничений очень мало — если человек видит изображение на мониторе и способен работать с клавиатурой и мышью — его можно обучать с помощью ДО;

— дистанционное обучение открывает новые возможности для повышения квалификации, непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным;

— внедрение дистанционного обучения уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена, снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью ученика по другим предметам;

— дистанционное обучение позволяет легко формировать различные виртуальные профессиональные сообщества (например, сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией;

— преимуществами ДО являются сокращение сроков обучения, возможность параллельного обучения в российском и зарубежном вузах, независимость студента от географического расположения вуза;

— при дистанционном обучении не возникает личных симпатий и антипатий преподавателя к студенту, преподаватель не знает, кто ваш папа; преподаватель не видит ваших ярко-зеленых ногтей или кольца в носу, более того, нередко контрольные работы поступают на проверку анонимно, под регистрационными номерами, что гарантирует непредвзятость оценки [1].

Конечно, дистанционное обучение не сможет заменить традиционное, но как временная  и необходимая  в новых условиях форма работы, может иметь место.

Список литературы:

  1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2017. — № 3. — С. 85-92.
  2. Аверченко Л.К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. — 2020. — № 6 (39). — С. 322-329.
  3. Авраамов Ю.С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2019. — № 2. — С. 40-42.
  4. Бочков В.Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. – 2020. — №1. — С. 53-61.
  5. Васильев В. Дистанционное обучение: деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2020. — № 2. — С. 6-7.
Дистанционное обучение: проблемы, поиски, находки

Категории