ВЫПУСК 7

Дистанционное обучение: проблемы, поиски, находки

Возможности использования прозрачного мольберта в индивидуальной работе с дошкольниками

67
Автор: Каманина Т.А., Кемова М.Я., Подшивалова Е.А., преподаватели ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: В помощь молодому педагогу

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач дошкольного учреждения. Одним из направлений по здоровье сбережению является арт-терапия, т.е. это забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. На сегодняшний день интересной формой индивидуальной работы является рисование на прозрачном мольберте. В использовании мольберта синтезированы наиболее эффективные арт — терапевтические техники в рамках деятельности по развитию детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья: изо — терапия, игро — терапия, сказко — терапия.

Новизна же в использовании мольберта в работе с детьми заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных   художественных материалов и техник в обучении, направленном на развитие индивидуальных способностей. Новые способы творчества мотивируют деятельность ребенка и удерживают его внимание. Ребенок получает нестандартный опыт, во время которого ослабевают защитные   механизмы и дошкольник получает свободу в самовыражении.  Выполняя же работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. При работе на вертикальной плоскости мольберта идет смена динамических поз, что является профилактикой нарушения осанки. При работе стоя, меняется угол зрения – это профилактика нарушения зрения, то есть идет использование здоровье сберегающих технологий.

Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта» в индивидуальной работе с детьми:

  • Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки.
  • Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени.
  • Обязательна глазодвигательная гимнастика для снятия напряжения.
  • Совместное рисование — это всегда общение взрослого и ребёнка. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки.
  • Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.
  • Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.

Использование прозрачного мольберта направлено на создание атмосферы эмоционального психологического комфорта, что особо актуально для детей с ОВЗ.

Эмоциональная сфера выступает важной составляющей в развитии личности дошкольников, поскольку никакое общение и взаимодействие не будет результативным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями. Для детей в дошкольном возрасте наиболее свойственны эмоциональная переменчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это обусловливает ключевую направленность педагогической работы с детьми дошкольного возраста — эмоциональное наполнение жизни ребенка и организация помощи в постижении эмоций и их регуляции.

Использование мольберта содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств.

Ребенок через приобщение к искусству учится лучше понимать окружающий мир, выражать эмоции, получать радость от общения, работать в команде и преодолевать коммуникативные барьеры. В процессе совместной работы с педагогом или другим ребенком приобретаются навыки сотрудничества. Рисуя, ребенок освобождается от конфликтов и сильных переживаний, развивает эмпатию, моделирует действительность, выражает свое отношение к ней. Использование рисования на мольберте помогает ребенку восстановить эмоциональное равновесие, устранить имеющиеся нарушения поведения.

Мольберт дает возможности работы с разными материалами:

  1. Рисование цветными маркерами. Обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей.
  2. Рисование пальцами и ладошкой.
  3. Волшебный туман или зимний мороз. Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать, используя детский крем или зубную пасту.
  4. Завораживающие точки. Ребенок заполняет контурный рисунок разноцветными точками, используя ватные палочки (способ рисования пуантилизм – рисование точками).
  5. Рисуем по очереди. Если дошкольник не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или прекрасная принцесса и ее дворец. Ребенок очень скоро подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить в рисунок что-нибудь свое.
  6. Зарисовки с натуры. Необходимо вместе внимательно рассмотреть игрушку, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так ему будет легче заметить свои неточности.
  7. Портрет друга.  Ребенок – натура, сидит неподвижно по другую сторону стекла, ребенок-художник, как видит, так и обводит характерные черты на стекле, подбирает и раскрашивает портрет.
  8. Поп-арт из круглых форм. Используйте в работе только круглые подручные материалы для печати на стекле и густые, как сметана, гуашевые краски, обмакните печать в краску и отпечатайте на стекле, и так много раз, эффект потрясающий, дети в восторге.
  9. Игра –поймай бабочку. Использовать лучше настольный мольберт. Ребенок с одной стороны стекла держит бумажное изображение бабочки, а ребенок с другой стороны рисует бабочку, дополняя рисунок необходимыми элементами для полной композиции, бабочка постепенно передвигается по всему стеклу, в итоге получается целая полянка с бабочками. Ловить можно любое изображение насекомых, птиц, транспорт и т.д.
  10. Рисование листьями. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски. 
  11. Штампы и печати. Можно сделать самодельные штампы из картофеля. «Шлепать» такими самодельными штампами очень нравится ребятам. 
  12. Поролоновые рисунки. Сделайте из поролона самые разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепите их тонкой проволокой к палочке или карандашу. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты.

Пособие многофункционально, используется в разных видах детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений. Работа с прозрачным мольбертом направлена на развитие психических процессов ребенка, обогащение сенсорного опыта, коррекцию трудностей в общении, снижение уровня конфликтности в поведении.

Использование прозрачного мольберта возможно и в домашних условиях. И кроме тех возможностей, которые описаны в статье, разнообразная деятельность с мольбертом поможет гармонизации детско-родительских отношений и созданию атмосферы эмоционального комфорта в семье.

Список литературы

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2014.
  2. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. — 214 с.
  3. Свистунова Е.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. -М.: Форум.2016.
  4. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. — 2-е изд., исп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155
  6. Комова Н.С., Козлова Е.А., Пролагаева Г.Н., Лемехова Г.В., Самохина Н.В., Методические рекомендации по использованию пособия «Прозрачный мольберт» в работе с детьми с нарушением зрения // Вестник тифлологии. Научно – методический альманах, 2010, №3.
Возможности использования прозрачного мольберта в индивидуальной работе с дошкольниками

Категории